Здесь те, кто по сей день продолжают чтить традиции предков. А благам цивилизации предпочитают бескрайние просторы тундры и кочевой образ жизни. Представители семейно-родовых общин, сельхозкооперативов и колхозов. Проблем в оленеводстве предостаточно. Дефицит кадров, закрытый рынок сбыта, инфраструктурное развитие оленеводческих хозяйств, социальное обеспечение кочевников.
Владимир Вылка, делегат съезда оленеводов Ненецкого АО от СПК «Ерв»:
— Остро стоят проблемы промышленного освоения, загрязнения окружающей среды, также это большая численность бродячих собак, большая численность песцов, разносчиков эпидемии.
Большое внимание уделили воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня маленькие кочевники в большинстве своем живут в тундре только до семи-восьми лет. Потом их отправляют в близлежащие пришкольные интернаты. Таким образом юные тундровики теряют огромный объем традиционных знаний, которые дают возможность выжить в суровых условиях кочевой жизни.
Владислав Выучейский, председатель правления Союза оленеводов Ненецкого АО:
— Система интернатов позволяет идти дальше, осваивать другие профессии, не связанные с оленеводством, ни с традиционными видами деятельности, но, с другой стороны, она выбивает вот эти кадры, в которых сейчас мы остро нуждаемся. На сегодняшний момент у нас не хватает около двух тысяч оленеводов.
Ученые представили доклад о превышении содержания ряда тяжелых элементов в субпродуктах оленеводства. Основная причина — это деятельность промышленных предприятий, в нашем случае недропользователей, у которых порой бывают и аварийные разливы.
Владимир Елсаков, представитель института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН:
— Я бы сказал, что в течение ближайших лет нам не стоит говорить о том, что мы это остановим, но, конечно, экологическое законодательство должно соблюдаться! Природопользователи должны себя контролировать и выполнять нормы экологического права.
Собравшиеся пришли к выводу — система подхода к оленеводству требует полной перезагрузки. Традиционный вид деятельности коренных и малочисленных народов севера может и должен стать одной из основных сфер экономики Ненецкого округа. Со всеми отсюда вытекающими — рабочими местами, социальным обеспечением тундровиков, воспитанием маленьких кочевников и профессиональной подготовкой будущих оленеводов.