Горожане не понимают, почему настолько выросла стоимость проезда. Необходимость увеличения цены билета перевозчики доказали агентству по тарифам и ценам. Просили, правда, еще больше.
Александра Невдах:
— Вот и стала дорога на 5 рублей дороже. Стоимость проезда в Архангельске не менялась три года, но такой скачок — с 21 до 26 рублей — вызвал недоумение горожан.
Почему так неожиданно и так намного? Раньше цена билета поднималась на два рубля, крайний раз — на три. Почти без предупреждений в этом году стоимость проезда побила рекорд.
— Конечно, каждый день ехать, это всё чувствительно по карману.
— В ПАЗиках как ездили, так и ездим. Как были грязные, так и есть. Остановки не объявляются. В общем, улучшений никаких.
— Дороговато, сразу такой скачок. Ездить будем, конечно, все равно. Куда деваться-то?
А могло бы быть и 30! Именно такую сумму за проезд изначально просил виновник всеобщего негодования. Самый крупный перевозчик столицы Поморья — компания «Архтрансавто» — владеют четвертью рынка автобусных перевозок. Рассказывают — возить за 21 рубль для предприятия — не жизнь, а выживание. Стоимость бензина растет, а прибыль нет.
Николай Карягин, генеральный директор компании «Архтрансавто»:
— Каждый рубль изменения топлива — это практически увеличение оплаты топлива порядка миллиона плюсом. То есть, я боюсь, что даже сегодня принятая цена через три месяца будет неактуальна.
А еще зарплата сотрудников не повышалась давно, запчасти дорожают и старые автобусы давно требуют замены. Руководитель агентства по тарифам и ценам Елена Попова рассказывает: предложение о повышении поступали и раньше, но замена автопарка стала решающим фактором. Перевозчик уже начал менять ПАЗики на низкопольные МАЗы — их 10. В июле ждут еще 19.
Елена Попова, руководитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области:
— Когда мы предыдущий тариф смотрели, мы рассчитывали все на автобусы марки ПАЗ. Сейчас МАЗы. Содержание их гораздо дороже обходится. И плюс, вот эти лизинговые платежи, которые у нас не были учтены, и амортизация на новые автобусы также не учитывалась. Вот это и повлекло увеличение затрат перевозчика.
В Северодвинске по тем же причинам повысили стоимость проезда до 27-ми рублей. Хотя, там автобусники и вовсе просили 38! Но почему не установили предлагаемые цены? Прежде чем утвердить тарифы, комиссия провела экспертизу. В ходе нее выяснилось, перевозчик и в Архангельске, и в Северодвинске завысил цены за аренду боксов и указал меньшее количество пассажиров, которых возит. Кстати, цену, что установила комиссия, перевозчики могут менять, но только в меньшую сторону. В социальных сетях даже появилось предложение…
— Плату в 26 рублей нужно сделать конкретно на новых автобусах. Я думаю, это будет честно, ведь 90% пазиков как ездят, так и будут ездить.
Но делать это, понятно, вряд ли кто-то будет. Платить согласно установленному тарифу придется на всех городских маршрутах и во всех автобусах, поскольку к 2020 году перевозчики обязаны обновить весь автопарк. Один новый МАЗ стоит 7,5 миллионов рублей. Однако, горожане ждут не только новых автобусов.
— Кондуктора хамят в автобусе и графики не соблюдаются.
— Через остановку могут пройти. Могут не остановиться. Могут даже не спросить. Видят, что, если у дверей нет народу, значит, можно так проехать.
— Может быть, периодичность будет получше. Быстрее будем попадать, не будем на остановках долго стоять.
— Чтобы лучше ездили, аккуратнее. А то очень часто они ездят, не думают о пассажирах.
В других городах Северо-Запада, кстати, стоимость перевозок тоже меняется. К примеру, в Вологде для пассажиров действует скидочная система, но из-за роста цены на бензин размер льготы, возможно, уменьшат. Базовая стоимость проезда там — 25 рублей. В Мурманске и того дороже. С января 2017 года — 28 рублей.