Небывалая выставка об истории государственного судостроения России откроется в Архангельске

Монтаж экспозиций сейчас завершают в Гостиных дворах. К большому юбилею готовятся и на Красной Кузнице. К 325-летию возводят аллею героев.

Выставка такого плана  — первая в Архангельске. Авторы буквально по крупицам восстановили огромную роль Поморья в регулярном государственном судостроении.

Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея:

— Очень мало что осталось действительно подлинных предметов того времени именно времен строительства парусного флота. Мы постарались показались показать все что возможно на сегодня.

Большинство подлинных артефактов судостроения сегодня в центральном Военно-Морском Музее, в Петербурге. Но и здесь есть то, чего еще не видела публика. например оригинальный пантограф. С его помощью создавались чертежи кораблей на берегах Соломбалы. Строители этого цеха на «Красной Кузнице» знали — история государственного судостроения в России — вечная, а потому на каждом кирпиче их инициалы.

Николай Цыб:

— Кроме кирпичных построек сохранились и «слипы» 18 века. Как говорят на Красной Кузнице по эти бревнам и доскам спускали боевые корабли. Место наши предки выбрали идеальное, ведь сразу около берега глубина 14 метров.

Русские умельцы, подсмотрев технологии у голландцев совершили настоящий прорыв, на что и рассчитывал Петр первый. 325 лет назад именно в Архангельске он сказал -  «Российскому флоту — быть!».

Николай Васьков, генеральный директор завода «Красная Кузница»:

— Голландские суда идут только по открытой воде, а построенные здесь они могут идти по шуге и скоростные качества наших судов были гораздо выше чем голландские — это его конечно заинтересовало.

Но после славного строительства — в середине 19 века происходит ликвидация Архангельского адмиралтейства. С того времени на берегах Северной Двины началась эпоха судоремонта, причем успешного и в наше время.

Николай Цыб:

— Сегодня Красная Кузница принимает на ремонт и сервисное обслуживание более 100 кораблей и судов в год. Заказчики от Владивостока и Калининграда идут именно сюда. Ведь этот плавучий, круглогодичный док один из немногих в стране, который может принимать огромные суда, водоизмещением до 9 тысяч тонн.

Новости