Выставка такого плана — первая в Архангельске. Авторы буквально по крупицам восстановили огромную роль Поморья в регулярном государственном судостроении.
Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея:
— Очень мало что осталось действительно подлинных предметов того времени именно времен строительства парусного флота. Мы постарались показались показать все что возможно на сегодня.
Большинство подлинных артефактов судостроения сегодня в центральном Военно-Морском Музее, в Петербурге. Но и здесь есть то, чего еще не видела публика. например оригинальный пантограф. С его помощью создавались чертежи кораблей на берегах Соломбалы. Строители этого цеха на «Красной Кузнице» знали — история государственного судостроения в России — вечная, а потому на каждом кирпиче их инициалы.
Николай Цыб:
— Кроме кирпичных построек сохранились и «слипы» 18 века. Как говорят на Красной Кузнице по эти бревнам и доскам спускали боевые корабли. Место наши предки выбрали идеальное, ведь сразу около берега глубина 14 метров.
Русские умельцы, подсмотрев технологии у голландцев совершили настоящий прорыв, на что и рассчитывал Петр первый. 325 лет назад именно в Архангельске он сказал - «Российскому флоту — быть!».
Николай Васьков, генеральный директор завода «Красная Кузница»:
— Голландские суда идут только по открытой воде, а построенные здесь они могут идти по шуге и скоростные качества наших судов были гораздо выше чем голландские — это его конечно заинтересовало.
Но после славного строительства — в середине 19 века происходит ликвидация Архангельского адмиралтейства. С того времени на берегах Северной Двины началась эпоха судоремонта, причем успешного и в наше время.
Николай Цыб:
— Сегодня Красная Кузница принимает на ремонт и сервисное обслуживание более 100 кораблей и судов в год. Заказчики от Владивостока и Калининграда идут именно сюда. Ведь этот плавучий, круглогодичный док один из немногих в стране, который может принимать огромные суда, водоизмещением до 9 тысяч тонн.