В белой пелене, под хлопьями снега идет долгожданный для полярников «Михаил Сомов». Его уже прозвали кормильцем Арктики. На борту больше тысячи тонн продовольствия. Немногим меньше — топлива. На маршрутной карте — 50 точек, и на каждую — меньше суток. В этих трюмах перевозят даже КамАЗы и модульные дома. Выгружают только с помощью вертолета. В Арктике Сомову за 2 с половиной месяца нужно было не только снабдить всем необходимым полярников, но и заменить научных сотрудников. Так, на мыс Баранова доставили новую смену Арктического-антарктического научно-исследовательского института. А на берегу реки «Гусиная» забрали группу отчаянных геологов.
Дмитрий Ларионов, начальник рейса научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов»:
— У нас слава богу с погодой всё было очень хорошо. Поэтому мы вовремя подошли. Но торопились. За ребят переживали, потому что эти ребята — настоящие полярники. Они там проживали в палатках два месяца. То есть их с июля по август высадили в первую навигацию, в первый рейс.
В задачах экипажа Михаила Сомова не только привозить новое, но и поддерживать старое. Специалист по связи Игорь Шванёв в Арктику ходит уже пятый год. Говорит, морской климат — идеальное место для поломок и коррозии оборудования. Пока что в Арктике главенствует радиосвязь. Процесс модернизации уже стартовал.
Игорь Шванёв, главный специалист по средствам связи Северного УГМС:
— На полярных станциях мы переходим на новое оборудование. На сегодняшний день это спутниковые системы связи «Vsat». В основном это удобнее, это предоставление интернета, в первую очередь людям, даже тем, кто там находится, на станциях. Ну и нам в обслуживании становится легче.
Сейчас из 120 полярных станций новым спутниковым оборудованием оснастили только 7. Но и с ним случаются несчастья. Так, от штормового ветра в этом году впервые снесло тарелку на острове «Известия ЦИК». Экипаж заверил, сейчас в Арктике — работает все. Ну, а «Михаил Сомов» отправляется на заслуженный отдых до июня, и будет готовиться к следующей навигации.