Семь футов под килем — здесь не роскошь. Но в порт Экономия «Севморпуть» заходит словно на цыпочках. Таких гигантов Архангельский форватер еще не принимал. При весе 60 тысяч тонн минимальная осадка восемь метров. Швартовку на тренажере репетировали 2 месяца, в живую она заняла два часа. В Архангельск «Севморпуть» зашел на 10 дней. Задача — забить трюмы и отправиться в Арктику. В порт Саббета он должен доставить технику, строительные материалы, провизию. Всего 7 тысяч тонн разнообразных грузов.
Фарид Габбасов, капитан атомного лихтеровоза «Севморпуть»:
— Порт еще не грузил такие пароходы, потихоньку, потихоньку. На борту уже порядка 400 тонн есть из 7 тысяч, 400 за ночь погрузили, работали в два хода, сейчас в три будем планировать.
Грузиться активнее пока мешает погода. Сильный порывистый ветер то и дело заставляет останавливать лихтерный кран. Кстати, судно вмещает 74 огромных контейнера.
— Второго такого судна в мире больше нет, «Севморпуть» уникален, не столько своими габаритами, сколько классом. Это единственный действующий контейнеровоз с атомной силовой установкой, мощность ядерного котла — почти 40 тысяч лошадиных сил.
Прячется ядерный табун в машинном отделении, за четырьмя контурами, коридором в 300 метров и центральным постом управления. Здесь круглосуточное дежурство. Моряки — ядерщики следят за тем, чтобы уровень радиации был даже ниже чем на промышленных объектах.
Вадим Шакуро, главный инженер-механик атомного лихтеровоза «Севморпуть»:
— Мы — приемники советского союза, была мощная страна, которая могла реализовывать эти проекты , он сопоставим с, не говорю, что с полетом человека в космос, но, во всяком случае, прорыв, которой гражданской ядерной энергетики мы до сих пор стараемся его поддерживать.
Выйти из порта Экономия «Севморпуть» должен в середине марта. Лихтеровоз ждут на месторождении «Утреннее» в Обской Губе, на Гадынском полуострове. Порта там нет, так что разгружаться предстоит на голом льду.