Владимир Васильевич показывает фотографии. На них последние годы службы в следственном комитете. Путь до полковника юстиции выдался внушительным. Служить в правоохранительные органы Владимир Шевченко пошел в 1970-х сразу после армии.
Владимир Шевченко, ветеран СУ СК России по Архангельской области, полковник юстиции в отставке:
— Я на советско-китайской границе был. И помню командир говорит: закончишь службу, я тебя порекомендую в органы ФСБ. И написал мне рекомендательное письмо на самом деле. И когда я приехал сюда, я обратился в управление ФСБ. Они говорят, все нормально у вас, есть направление, но сейчас в этот год вы уже не сможете попасть, потому что у нас проверка более длительная и так далее, готовьтесь на следующий год. Ну, вот я тут думал пойду-не пойду и тут мне с кадров УВД предложили в милицию пойти.
16 лет Владимир Васильевич работал в уголовном розыске. А в 1996-м пришел в прокуратуру на должность следователя.
Владимир Шевченко, ветеран СУ СК России по Архангельской области, полковник юстиции в отставке:
— Как раз такие 1990-е года, когда, бывало, дежурный следователь мог выехать за ночь 3-4 раза. Там кого-то убивали, кого-то поджигали, кого-то насиловали и так далее. Такие лихие 1990-е года, как вспоминают люди сейчас.
Чтобы вывести преступника на чистосердечное признание, следователю и тогда и сейчас нужно уметь расположить к себе подозреваемого. У Владимира Васильевича это получалось почти всегда. Не смог лишь в общении с Александром Бушуевым. В начале 2000-х его фамилия прогремела на всю область. Под маской добродушного садовода скрывался маньяк-педофил, который изнасиловал, убил и расчленил 7 подростков и молодых мужчин.
Владимир Шевченко, ветеран СУ СК России по Архангельской области, полковник юстиции в отставке:
— Захожу я с адвокатом в следственный кабинет. Он сразу… И в угол отворачивается. Руками закрывает уши: я разговаривать с тобой не буду и все. Только через адвоката. Я говорю там: Анатолий Михайлович — адвокат — передайте ему, что то-то, то-то, то-то. Адвокат у нас был как бы этим… Со мной он… Считал, что я, так сказать, незаконно его арестовал, так сказать, незаконно я ему предъявляю эти доказательства, изобличаю его и так далее.
В конце 1990-х и начале 2000-х на трассе Архангельск-Новодвинск в канаве возле автобусной остановки появились части тел. Эксперты установили — они принадлежат подросткам, которые умерли в разное время от рук одного и того же человека. Позже оперативникам удалось выйти на садовода Бушуева. Соседи видели, как он приводил к себе на дачный участок незнакомых мальчиков. Тогда пенсионеру вменяли изнасилование и убийство 4 человек. Но Бушуев все отрицал. Доказать его вину не удалось. Дело прекратили, подозреваемый потребовал реабилитации. И начал активно мелькать на экранах телевизоров в качестве заботливого о городе пенсионера.
Александр Бушуев, осужденный:
— Если бы в Архангельске посадить тысяч 10-12 пихт, воздух будет близок к стерильному лет через 20-25. Но мы уже думаем не о сегодняшнем дне, мы думаем о наших детях, внуках и правнуках. Это им продолжать здесь жить.
В 2009 году уголовное дело поручили пересмотреть Владимиру Шевченко. Он обратил внимание на орудия преступления. На них были сколы и зазубрины. По таким особенностям экспертам удалось точно определить: жертвы пали от топора Бушуева, орудовал им один человек. Подозреваемый оправдывался, мол подкинули. Но именно это орудие у него на даче видел его коллега.
Владимир Шевченко, ветеран СУ СК России по АРхангельской области, полковник юстиции в отставке:
— Да, я говорит, видел. У него один, даже, топор интересный есть. Я говорю опишите. Он мне описывает этот топор. Я провожу опознание. Несколько топоров и вот этот топор. Говорит, вот этот топор я у него видел — в углу стоял. Таким образом, мы у него привязали топор. То есть Бушуеву уже было не соскочить. Удар был нанесен этим топором, который был у Бушуева.
В итоге присяжные заседатели согласились с доводами обвинения, признали Бушуева виновным и не заслуживающим снисхождения. Суд назначил насильнику 25 лет колонии строгого режима. Владимир Васильевич проработал в следственном комитете до 2017 года.
Владимир Шевченко, ветеран СУ СК России по АРхангельской области, полковник юстиции в отставке:
— Скучаете по работе своей? — Конечно, скучаю. Интересно. Работа интересная, когда ты вроде начинаешь работать, раскрывать, а оно не раскрывается, начинаешь все эти моменты исследовать, с человеком работать и так далее.
Владимир Шевченко — один из лучших следователей регионального Следкома, считают коллеги. У него много медалей, в том числе и очень редкая — «За верность служебному долгу». По его стопам пошли и дети. Сын Владимира Васильевича работает следователем в Москве, а дочь — старшим помощником прокурора Архангельской области. Накануне у ветерана Следкома был юбилей — 65 лет. Поздравления он принимал от всего регионального управления.