В три года Мишеньку трудно сидеть, стоять и даже взять в руки игрушку. Диагноз ДЦП был поставлен при рождении. В отделении раннего вмешательства малыши тренируют самые элементарные навыки: лежать на животе, держать голову и играть. Вместе со специалистами родители учатся показывают, как правильно брать ребенка, выбирать нужную позу и кормить. Занятия проходят для всей семьеи в форме игры, общения или прогулки.
Илона Павлова:
- Ребенок поменялся очень, потому что здесь невролог с ним занимается - какие-то позы позиционирования, игрушки, развитие. Поменялся эмоционально, он перестал бояться людей, потому что тут контакт идет с людьми. Больше центр еще и для родителей - это очень в плане психологической помощи, моральная помощь, физическая.
В отделении раннего вмешательства центра 60 детей. Сюда малыши с различными заболеваниями приходят с самого рождения, их наблюдают до 3-ех лет. По рекомендации генетиков, консультацию могут получить и те родители, которые только ожидают ребенка. И к каждому подопечному свой подход. Для ребенка упражнения подбираются индивидуально, с учетом особенностей развития.
Надежда Шаркова, врач отделения раннего вмешательства Архангельского многопрофильного реабилитационного центра:
- Занятия проходят очень по разному, если занятие идет с физическим терапевтом, то цель занятия - это развитие движений у ребенка, если занятие проходит вместе с педагогом, то цель физического терапевта - это подобрать позу ребенка для игры, для усвоения информации.
Детский церебральный паралич - комплекс нарушений, влияющий на способность человека двигаться. Вместе с этим часто появляются и судороги, проблемы со слухом и зрением, речью и другие нарушения. Людям с таким диагнозом необходима посторонняя помощь в течение всей жизни.
Вера Алферова, начальник отдела по делам ветеранов и инвалидов министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области:
- В настоящее время в Архангельской области проживает порядка 4 тысяч 600 детей с инвалидностью. Данная цифра на протяжении последних пяти лет практически не меняется, остается стабильной. 1500 детей имеют различные ментальные нарушения т.е. это дети с аутизмом, с синдромом дауна и другими задержками психического развития и интеллектуальными нарушениями.
Артему сейчас 10 лет. До пятилетнего возраста он рос обычным ребенком, только не говорил. Тогда мама и забила тревогу. Врачи поставили диагноз - аутизм. Так сразу и начались занятия в центре "Другая сторона". Сейчас Тема ходит в школу, в коррекционный класс. Сам читает, пишет и считает. И все обязательно в слух. Рассказывает, что с нетерпением ждет Новый год и верит настоящее в чудо.
Артем:
- Елки пока нету, в гараже у дяди Леши.
- А будешь в этом году елку наряжать?
- Буду, только папу надо попросить. Я хотел себе бокс и ледивагасуперкот с мамой договорился.
Анна Кабакова:
- У него изменилось, очень изменилось поведение, ушло негативное поведение. Он стал общаться со сверстниками, обращаться с просьбами. У него появилась неплохая речь, связная, даже небольшими предложениями, социальные навыки.
Центр " Другая сторона" работает шестой год. Сейчас его посещают более 100 детей до 9-ти лет. Главная цель - научить ребенка самостоятельности. С ребятам работают дифектологи, психологи, логопеды, инструкторы по адаптивной физической культуре и другие специалисты.
Надежда Прокофьева, клинический психолог Архангельского центра реабилитации и социальной адаптации для детей дошкольного возраста "Другая сторона":
- С нашими детьми, с нарушением психики тяжелее работать, чем с нормотипичными детьми. Тяжелее, потому что у них отсутствует мотивация, сначала нужно наладить контакт с преподавателем, потом мы ищем какие у них есть мотивационые стимулы, чтобы ребенку было интересно, развиваем у них мотивацию к игре, потому что зачастую отсутствует игра.
Особенно сожно детям с психическими или физическими нарушениями научиться говорить. Иногда ребенок может произносить звуки, но чаще речи нет совсем. Занятия с логопедом всегда начинаются с гимнастики. Сначала вызывают звуки, потом складывают их в слова, а потом в предложения. Для того, чтобы подобрать правильные мотоды коррекции специалисту важен реальный уровень развития речи, а не возраст ребенка.
Яна Кузнецова, логопед Архангельского центра реабилитации и социальной адаптации для детей дошкольного возраста "Другая сторона":
- С некоторыми детьми получается, что мы работаем немного за столом, а работаем больше с какими-то предметами, игрушками. Запускаем у них речь с помощью игрушек, качаем куклу, катаем машинку.
Занятия всегда проходят в виде игры. Родители приводят детей 2 или 3 раза в неделю. Все программы адаптированы под каждого ребенка индивидуально. Для большего прогресса детей объединяют в небольшие группы - так они учатся еще и общаться.
Юлия Жаровова:
- Сам центр нашла через интернет, почитала отзывы. У ребенка задержка речевого развития была и я решила не ждать и пойти заниматься. Сразу же у ребенка появились просьбы, новые слова, сейчас уже короткие предложения. Он стал более усидчив и мы даже смогли пойти в сад.
Паша, Гоша, Маша и Марина разучивают новогодний танец. В северодвинском реабилитационном центре "Ручеек" в группах дневного пребывания ребята с самыми разными диагнозами. Здесь по типу детского сада: полноценное питание, игры, занятия и дневной сон. На занятиях методы работы с детьми не стандартные. В музыкальном кабинете сразу четыре преподавателя и каждый решает свои задачи, но в рамках одной темы.
Ольга Завернина, учитель дефектолог Северодвинского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями "Ручеек":
- Во-первых они всегда ждут этих занятий, воспитатели всегда об этом говорят на группе. Они уже все готовы, у них какая-то двигательная активность начинается, они улыбаются, они ждут этих занятий. Ну и нам самим очень нравится принимать в них участие потому что когда мы видим отклик детей, когда мы видим как им интересно, как им хочется. Их улыбки видим нам тоже естественно становится очень приятно и мы понимаем, что наша работа сегодня была не зря.
За такое интегрированное занятие дети не устают. За 45 минут, под правильно подобранную музыку, малыши и танцуют и рисуют и общаются и играют.
Александра Ковтунович, педагог организатор творческого направления Северодвинского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями "Ручеек":
- Занятие рисованием дает ему больше возможностей познать окружающий мир, развивается при этом мелкая моторика, идет восприятие цвета у ребенка, идет координация работы рука - глаз, ребеночек внимательно следит за действием своих ручек и слышит инструкции педагога.
А в бассейне - гидрореабилитация. В воде восстанавливаются нарушенные функции организма и развивается двигательная система.
Лев:
- Собирали игрушки, лошадки делали и поднимали ножки.
При общении с водой используются различные поддерживающие устройства, игрушки и спортивный инвентарь. В бассейне ребенка можно научить не только плавать, но и ходить, двигать руками и ногами.
Юлия Сокиринская, инструктор ЛФК Северодвинского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями "Ручеек":
- Гидрокинезотерапия - это так называется. Здесь все: развивается координация, мелкая моторика, работа мышц, усиливается интеллектуальные функции. И тактильные ощущения, леечки для этого предназначены, брызгаем водичкой, в лицо.
Еще одно отличие от обычного детского сада - физиопроцедуры. В центре "Ручеек" используют один из самых древних и самых распространенных методов - теплолечение эффективно для расслабления мышц.
Анастасия Анисимова:
- Стал активный, больше на ножки стал вставать, ручками машет, песенки поет. Питание здесь хорошее.
А кабинет альтернативной-коммуникации оснащен современным оборудованием. Детям особенно интересны компьютерные игры и сенсорный интерактивный стол.
- Зима. Алиса посмотри внимательно, где у нас здесь с тобой зима, на какой картинке, выбирай - нажимай. И нажимай на галочку, проверим. Все получилось, отлично.
Светлана Юнг, директор Северодвинского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями "Ручеек":
- Есть трудности, не у всех все получается. Маленькие шажки, но цель центра совместно с родителями, семьей, специалистами центра, сами дети - достигается, развитие детей есть. Самое главное научить ребенка жить в нашем обществе и чтобы общество приняло таких детей.
Детям с патологиями в Архангельской области помогают около 30 организаций социального обслуживания. В регионе есть как государственные, так и частные учреждения. Родители могут получать услуги бесплатно. Также их поддерживают федеральными и региональными выплатами.
Вера Алферова, начальник отдела по делам ветеранов и инвалидов министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области:
- В Архангельской области принят региональный перечень технических средств реабилитации в дополнения к федеральному перечню. И семьи воспитывающие детей инвалидов бесплатно могут получить в прокат различное оборудование. Например, коммуникативные планшеты для не говорящих детей, различные ипотренажеры, вертикализаторы.
Андрею 10 лет. Мальчик занимается плаванием и рисованием. В Котласский центр для детей с ограниченными возможностями приехал на реабилитацию после операции.
Анна Ошуркова:
- На ножке была патология, надо было полностью косточки перебирать. Такая вот история у нас. Сделали тутор - сапожок. Он ночью его должен надевать. Вот сейчас разрабатываем, начинаем ходить потихоньку.
Андрей:
- Я все могу делать, я только не могу куртку застегивать. Я пишу, я рисую, я могу кофту расстегивать.
На курсе реабилитации дети с ограниченными возможностями приезжают один или два раза в год. Для проживания созданы все комфортные условия, как для детей, так и для сопровождающих их родителей. На территории, как в санатории оборудована детская и спортивная площадка, есть зона отдыха и пруд. Круглогодично открытs часовня и звонница. Программа разрабатывается под личность каждого ребенка, с учетом их особенностей развития. Занятия проходят регулярно и только тогда, говорят специалисты, творят чудеса. Как в случае с Эльдаром. Сейчас он ходит самостоятельно.
Эльдар:
- Меня носили сначала на руках. Потом так тихонечко-легонечко на ходунках ходил, а потом прогресс виден. Ноги стали выносливей. Я теперь могу дома на балконе сам стоять, я постоянно так делаю.
Занятия по адаптивной физической культуре укрепляют здоровье и развивают двигательных и психофизических навыки. Элементарные упражнения помогают ребенку стать активнее и самостоятельнее. Скейтборд - развивает координацию и равновесие. Детям-инвалидам устоять на нем невозможно, поэтому катаются лежа на животе. Большое всего детям нравится ортопедический велосипед. В силу нарушений ребята сами не умеют крутить педали, поэтому ножки закрепляют, а педали сами приводят в правильное движение ногу ребенка.
Александр Рухлов, инструктор лечебной физической культуры Котласского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями:
- Если ребёнок, он плохо ходит, мы его сажаем на велосипед и начинаем с ним потихоньку ездить. Тем самым у нас получается мышечная память запоминает движения. И в последующих занятиях ребёнок сам начинает крутить педали.
И всегда все занятия проходят в игровой форме. Дартс и настольный теннис - формируют у детей целенаправленное движение рук, развивает скорость, реакцию, ловкость и меткость. На коррекцию физических и психических нарушений в Котласском центре направлены все силы. С помощью интерактивной песочницы, например, учат релаксировать. Настоящая детская радость появляется от общения с животными. На территории центра живут две лошади, пони и ослик. Адаптивная верховая езда дает мотивацию, подавляет чувство страха. У ребенка появляется уверенность.
Екатерина Михеева, специалист ЛФК - занятия на лошади Котласского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями:
- Благодаря постоянным колебательным движениям, которые исходят от лошади у ребенка формируются рефлексы, которые улучшают координацию и равновесие.
А координация и равновесие одни из самых важных условий для коррекции двигательных нарушений, улучшения дыхательных навыков и увеличения силы мышц.
Людмила Данилова, директор Котласского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями:
- Мы не хотим, чтобы наши дети застревали в нашем центре надолго. Как только мы выводим ребенка на уровень возможного диалога с социумом. А наша задача глубоко социализировать ребенка мы сразу отпускаем его от себя. Потом родители вправе отправлять сюда ребенка на какие-то реабилитационные маршруты, но наша задача сделать так чтобы ребенок не боялся общества, социума.
Ежегодно Котласский реабилитационный центр посещают более 400-сот детей Архангельской области. На помощь им проходят почти 100 специалистов различного профиля, готовых поддержать, посоветовать, а главное организовать реабилитационный процесс.
Елена Пашенцева, врач-педиатр Котласского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями:
- Нельзя стесняться своего ребенка, надо ребенка своего любить. Любить такой, какой он есть. Этот ребенок он должен общаться с другими детьми, он должен жить в обществе, его нельзя прятать.
В Архангельской области реабилитационные центры все разные, но при этом заинтересованные в работе с семьями воспитывающие детей инвалидов. Из каждого центра дети выходят с пониманием, что они такие же, как все, просто немного особенные.