В Архангельске по старинным чертежам построили традиционную лодку поморов

Карбас назвали «Архангелъ». Раньше на таких покоряли северные моря: ходили на промысел, перевозили товары и людей. Сегодня у карбаса другая миссия — пройти по сибирским рекам и открыть тайны старинной Мангазеи.

Светлана Смородина, корреспондент:

— Это и есть та самая старинная поморская традиционная лодка, именно таким карбас был несколько сотен лет назад, и, как говорят сотрудники верфи, это не реплика, не копия, а тот самый карбас, которые строили наши предки, но с использованием современных технологий.

Евгений Шкаруба, руководитель Товарищества Поморского судостроения:

— Где можно, мы используем современные материалы, где это не мешает самой концепции судна. Сейчас мы используем современное покрытие — краску, а не смолу, как раньше это делалось, но мы цвет заимствовали, темно-коричневый цвет это цвет смолы.

Клинкерное шитье — полностью сохранено. Использованы кокоры и саморосы — как и в 16 веке. Это естественные изгибы дерева — в данном случае ели. Благодаря этому, небольшое судно в открытом море защищено от брызг и волн.

— Такие суда они шли на веслах и под парусом. Был попутный ветер, полветра — шли с парусом, не было — шли на веслах.

Таким образом на карбасах первопроходцы дошли до Восточной Сибири, а потом и до Китая. Открыли Шпицберген, Новую Землю. Карбасы разъездные, почтовые, грузовые и даже пассажирские. О том, что поморы ходили на карбасах — впервые упоминается в таможенной грамоте Соловецкого монастыря 1591 года. Но на самом деле шили лодки еще в Древней Руси. Технологии передавались из поколения в поколение. Чудом сохранились уникальные чертежи промыслового карбаса для выхода в Баренцево море. По ним современные мастера сверяют свои знания.

Евгений Шкаруба, руководитель Товарищества Поморского судостроения:

— Для Поморья судостроение и умение работать с деревом — это основной базовый элемент и экономики, и культуры, и вообще смысл того, что здесь делают люди. они пришли сюда добывать морского зверя, ловить рыбу.

Ну, а у карбаса «Архангелъ» другое предназначение. На нем уже этой весной покорять великие Сибирские реки Обь и Енисей отправится экспедиция «Тайны Мангазии».

Евгений Шкаруба, руководитель Товарищества Поморского судостроения:

— Парус сделан из докрона, у него классический коричневый цвет, как цвет ткани, которая пропитана смолой, и сегодня мы поставили его в последний раз в Архангельске перед отправкой в Новый Уренгой специально для канала Россия, сейчас я покажу. видите. уже и ветерок начинает дуть куда-то туда на восток.

Покорятся ли воды Енисея поморскому карбасу — покажет время. Хотя на протяжении уже нескольких столетий ясно — такому судну ни по чем даже шторма северных морей.

Светлана Смородина, корреспондент:

— С наступлением весны поморы начинали шить свои карбасы, чтобы после ледохода сразу же отправиться на промысел, ну, а поморские жонки, то есть жены — оставались на берегу ждать своих мужей.

Новости