Деревянный карбас. Такие поморы делали, или как здесь говорят, шили ещё сотни лет назад. Дело в том, что при изготовлении лодок мастера не использовали никакие металлические детали и даже гвозди. Доски между собой скрепляли вицами. Этот карбас привезли из мезенского села Долгощелье. Его конечно уже не шили, но в остальном технология не поменялась.
Сергей Тишин, житель г. Мезени:
— Полностью грузишься: рюжи, колья, всё везешь с собой. Тонну, а то и больше — две тонны возьмёт.
Карбасы впервые упоминаются ещё в 16 веке. На судах совершали двух-трёхмесячные плавания. Сейчас на промысел жители Мезени и Лешуконии ходят на заводских металлических лодках. А карбасы, хоть и считаются более безопасными — за счёт своей устойчивости они не боятся большой волны, уходят в небытие. Старинное судостроение изучают в Мезенском историко-краеведческом музее. Несколько лет назад приобрели лодку. Специально для неё построили отдельный павильон. И в этом году представили выставку. Сейчас среди посетителей те, кто принимал участие в создании экспозиции.
Александр Коткин, житель г. Мезени:
— Мы каждый день ходили. И работали пока было светлое время. Крышу накрыли, настил сделали. Первоначально мы тут всё обустроили.
В павильоне выставили и инструменты, с помощью которых делали суда. Часть из них обнаружили во время экспедиций. А также приспособления для рыбалки. Например, поплавки. На них, кстати, указывались инициалы владельца.
Александр Рыжков, заведующий Мезенским историко-краеведческим музеем:
— По инициалам на поплавках можно узнать чья эта сетка. Чтобы рыба в этой сетке не завелась, то есть не погибла, можно эту рыбу взять и привезти хозяину этой сетки в деревню. Хозяин тебе за это только спасибо скажет.
Выставка ещё будет пополняться. В музее готовятся к новой экспедиции.