Мы находимся на бывшей территории Архангельского адмиралтейства. Сейчас это судоремонтный завод "Красная Кузница". Именно здесь долгие годы работал и трудился корабельный мастер Федор Тимофеевич Загуляев. Крупнейшая парусная судоверфь в России в 18-19 веке. Большая часть парусников Балтийского флота отправлялись в плавание именно отсюда. Федор Тимофеевич - подлинный соломбалец, сын корабельного плотника. Будучи 7-летним мальчишкой, пошел учиться в адмиралтейскую школу. А уже к 12 годам начал работать мачтовым учеником.
Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея:
"В молодые годы уже в ранге помощника корабельного мастера участвовал в строительстве великих российских ленкоров как "Изи Киль" и "Азов". Тот самый "Азов", который овеян вечной славой морских сражений в Средиземном море. Первый корабль, который получил Георгиевский флаг".
Для Российского императорского флота Федор Загуляев создавал крупные парусные и военные корабли и фрегаты. Был управляющим Соломбальского порта, где проработал больше полувека и построил здесь 61 судно. Его знаменитые линкоры - "Ингерманланд", "Нарва", "Память Азова", фрегат "Пересвет". В списке и уникальная яхта "Александра", которая была построена для председателя Санкт-Петербургского императорского яхт-клуба князя Лобанова-Ростовского. И, конечно, последнее парусное судно российского флота - фрегат "Диана".
Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея:
"Знаменитая Диана, которая совершила переход на Дальний Восток, экипаж которой спасал японцев после тяжелого и страшного землетрясения и цунами. И из остатков которого была построена шхуна, которая стала первым судном европейского типа и японского флота".
Архангельский кораблестроитель знаменит и новаторскими для того времени новшествами, которые без сомнения отразились на нашей корабельной истории.
Василий Абрамовский, заведующий научным отделом Северного Морского музея:
"Загуляев придумал, так называемое, диагональное крепление, которое осталось в истории и является, скажем так, более прогрессивным и надежным креплением для корпусов деревянных судов".
Портрета Федора Загуляева не сохранилось, но память о нем и его великих судах в истории кораблестроения навсегда. Похоронен знаменитый земляк на Соломбальском кладбище Архангельска.