Экологи пробираются сквозь заросли реки. Для забора проб речных отложений — специальный черпак. По словам экспертов, донные отложения стандартные, на взгляд обывателя — грязь запредельная. Вот так выглядит левковская вода в прозрачном пластике. Содержание кислорода в три раза меньше нормы. Рыбе тут не жить — предварительная оценка специалистов из Тюмени.
Сергей Ольков, главный специалист испытательной лаборатории эколого-географической фирмы, г. Тюмень:
«Если это нефтепродукты какие-то были, то мы их увидим, если это железо или прочие металлы — мы их тоже увидим. Видим процесс зарастания водного объекта. Причины мы сказать не можем, потому что причин может быть очень много».
И как будто вместе с Левковкой с каждым годом зарастает и красота деревни, и ее вековой смысл, заложенный дедами больше ста лет назад — жить у воды, наслаждаться рекой, черпать из нее силу и свежесть. Сегодня уже трудно себе представить, что здесь на берегу Левковки кипела жизнь — дети купались, хозяйки полоскали белье, мужчины рыбачили. Речка зарастает с каждым годом со стремительной пугающей быстротой. Сегодня состояние реки — это боль и печаль жителей деревни Левковки. Старожил деревни Софья Ивановна с горечью смотрит на реку своей юности и вспоминает свое босоногое детство.
Софья Ершова, жительница деревни Левковки:
«Река была у нас очень широкая и глубокая. И я очень хорошо помню, когда по реке постоянно ходил катер. Прямо от самой Левковки и до самого городского рынка на лодке ездили через всю Северную Двину. На пристань приезжает лодка, выгружают бидоны из-под молока, корзины из-под картошки».
Уже давно по реке никто не проезжает и ничего не выгружает. А по болотной траве скоро можно будет пройти пешком. А ведь зарастающая речка — единственный ближайший пожарный водоем.
Виктор Бородкин, житель деревни Левковки:
«Молодая семья построила дом. Осенью случился пожар, пожарные приехали, три машины приехало, израсходовали воду, и взять воду никак не могли — полностью болотина. Дом сгорел. Зашла рыба весной, отнерестилась, август–сентябрь месяц — вода задыхается и весь малек погибает».
Еще бы! По словам жителей, уже много лет в начале сентября деревня задыхается — маленькая Левковка смердит как большой скунс.
Елена Рыкалова, жительница д. Левковки:
«Скоро здесь будет настоящий смрад! Она воняет! Запах невыносимый! Мне 55 лет, мое детство было — купание в этой речке, мы брали воду из этой речки, мы пили ее».
В ответ на обращение жителей Министерство природных ресурсов региона включило Левковку в мониторинг рек.
Екатерина Мирошниченко, начальник отдела водопользования министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области:
«В этом году это у нас три таких водных объекта — Левковка, система озер и ручьев Корзиха — Волохница — большой участок, и небольшой участок в Мезенском районе на Кузнецовом ручье. Видно, что речка подвержена зарастанию. Почистить в принципе это реально за федеральные субвенции. Нужно будет готовить большой комплект документов».
Жители деревни готовы бороться за речку — они уже создали рабочую группу, заявили Левковку в план предстоящего Года экологии. И настаивают не просто на мониторинге, а на эколого-биологической экспертизе реки.