Курс — на Север. Из архангельского порта уходит очередной сухогруз. Еще несколько судов на рейде Северной Двины — в очереди на погрузку. Такое активное судоходство, вспоминают горожане, было разве что в советские годы. Портовики подтверждают: только по сравнению с прошлым годом прирост грузооборота составил 14 процентов или 700 тысяч тонн. А это знаменитая «Красная Кузница». В самом большом плавучем доке Архангельска на обслуживании «Терский берег». Этот «грузовик» как раз курсирует по Севморпути.
Андрей Кузнецов, начальник дока судоремонтного завода «Красная Кузница»:
«Постоянная работа. Док почти не простаивает: гособоронзаказ, ну и коммерция. Много, постоянно очередь. Сейчас «Северный проект» — 9 судов у нас собирается стоять. Вот одно из них сейчас стоит здесь».
Санкционная политика и запрет на ремонт за границей сделали свое дело, рассказывает руководитель «Красной Кузницы». Все больше отечественных судоходных компаний выбирают для обслуживания именно архангельский порт.
Михаил Дерябин, директор Архангельского филиала «Судоремонтный завод «Красная Кузница» ЦС «Звездочка»:
«Санкции сделали с одной стороны плохо, с другой стороны — хорошо. То есть, те суда, которые раньше ремонтировались в Европе, сейчас у них других вариантов нет, и они стараются провести ремонт у нас. У нас есть ряд предприятий, которые имеют опыт, специалистов готовых это сделать».
Сегодня «Красная Кузница» ремонтирует в плавучих доках и у причальных стенок до 60 судов в год. После введения западных санкций спрос у судоходных компаний именно на доковые работы вырос в разы. План работы предприятия расписан до 2024 года. Также в планах модернизация ремонтной базы предприятия для увеличения мощности. Это предполагает и новая программа развития Северного морского пути, рассчитанная до 2035 года. Правительство региона должно определить объемы предстоящих работ. Это и реконструкция существующих причальных сооружений, и планы по строительству нового района глубоководного порта.
Дмитрий Юрков, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики:
«Мы считаем, что он должен располагаться в районе Мудьюга. И новый порт создает почти 3 тысячи новых рабочих мест. Новая точка развития Архангельской области. Здесь за счет того, что у нас судоремонт развит достаточно сильно. Судовладельцам, чтобы отремонтироваться, не нужно уходить куда-то в далекие порты».
К марту следующего года заявка Архангельской области с предложениями и экономическими обоснованиями должна быть направлена в федеральное правительство. Власти региона уверены: столица Поморья должна сыграть ведущую роль в активном освоении перспективного Северного морского пути.