Прокладывать дорогу здесь, где вокруг только тундра, начали еще в конце 80-х. Но деньги закончились и долгое время проект был заморожен. Вот этот недостающий участок — 80 километров. В 2015 работы на нем возобновили.
Александр Красавцев, начальник обособленного подразделения подрядной компании:
«Так как мы находимся в Арктической зоне, насыпь строится из двух типов. Это нижняя берменая часть — средней высотой метр семьдесят, которая служит как раз не для оттаивания нижних слоев. Потом поднимается основная насыпь земляного полотна. Сверху уже устраивается дорожная одежда толщиной 43 сантиметра».
Тяжелая техника в тундре работает только зимой. В остальное время движение запрещено. На объекте было задействовано 300 единиц спецтранспорта. Оборудован бетонный завод. Он находится рядом с мостом через реку Лаявож.
Александр Старшунов, старший производитель работ подрядной компании:
«Начинали с забивки свай. Были трудности, так как здесь Север, вечная мерзлота. Забивка свай происходила с лидеро-бурением. Соответственно, четыре опоры здесь, три пролета из металлоконструкций, 400 тонн металла смонтировано на данный момент».
Это еще один мост — через реку Шапкину. Здесь требовалась реконструкция. Заменили пролетные строения. Теперь переход способен выдержать нагрузку до 100 тонн. Осталось обустроить тротуары и систему водоотвода.
Алексей Кожемякин, монтажник подрядной компании:
«Самое сложное — это выравнивать сливы, чтобы соблюдать наклон. Чтобы на мосту не скапливалась вода, не разрушалась подушка, которая под плитами находится. Ну, и чтобы он осушался своевременно».
Тундра вообще славится большим количеством ручьев и малых рек. Из-за этого на некоторых участках дороги строителям пришлось возводить специальные арочные мосты, чтобы трассу в период межсезонья не смыло.
Константин Пономарев, производитель работ подрядной компании:
«Зимой бьем сваи, срубаем их. Это очень тяжело в морозы, техника ломается. Только люди не гнуться. Люди у нас молодцы».
Трасса Нарьян-Мар — Усинск соединит два региона: Ненецкий автономный округ и республику Коми. При разработке проекта особое внимание уделили комфорту коренных жителей тундры — оленеводов. Для того, чтобы они могли перегнать стадо через дорогу, установлены специальные оленьи переходы.
Алексей Макаров, начальник участка подрядной компании:
«У оленеводов есть свои тропы по тундре, они ходят в определенных местах. В этих местах запроектированы оленьи переходы. Это просто откос, очень пологий, один к десяти идет, чтобы оленям было легко забраться на дорогу».
Уже сегодня ехать по будущей автодороге очень комфортно. Средняя скорость — 80 километров в час. На опасных участках установлены предупреждающие знаки и бордюрные ограждения. Главную транспортную артерию региона — дорогу Нарьян-Мар — Усинск планируют сдать до конца 2022. Причем с опережением срока контракта на целый год. Эта новость конечно же порадуют жителей региона. Дорога действительно долгожданная, а ее открытие позволит существенно сократить время поездки на личном транспорте на большую землю. Вместо двух суток баржами по реке, весь маршрут на машине займет не более десяти часов.