Красавец "Михаил Сомов" сейчас находится в плавучем доке. Размеры судна впечатляют еще больше, чем когда оно стоит на воде. В длину как 3 самолёта "Боинг 737". В высоту вместе с осадкой как 6-этажный дом. Несмотря на почтенный возраст, "Сомов" на заслуженный отдых не собирается и готовится покорять высокие широты. Судно как живой организм. Работать должен каждый орган. Сотрудники "Красной Кузницы" проверяют и при необходимости ремонтируют все системы и установки. Главное - корпус. Сейчас к покраске готовят правый борт. Старое покрытие тщательно обрабатывают струями металлических частиц. До этого тщательно проверили каждую часть корпуса - толщину, вмятины и другие дефекты.
Михаил Дерябин, директор Архангельского филиала "Судоремонтный завод "Красная Кузница" ЦС "Звёздочка":
"Во-первых, это делается для безопасности судна. То есть, если дефектные участки останутся, это судно не выпустят в море. Участки мы меняли - это и правый борт, и килевая часть, и по сопутствующим работам в кормовой части".
Особое внимание - двигателю и винто-рулевому механизму. Последний отвечает за движение. Самым сложным было проверить гребной вал. Точнее, достать его и доставить в цех. Весит 8 тонн. Пришлось даже задействовать буксиры. Сейчас мы находимся в сердце "Михаила Сомова". Это главные двигатели. Всего их 4. Их общая мощность более 5 мегаватт. Это позволяет преодолевать лед толщиной около метра. "Сомов" - судно легендарное. Ему 48 лет. Он участвовал в советских и российских экспедициях. Дрейфовал в Антарктиде. В 2000 году его передали Севгидромету. Сегодня замены ему в Арктических морях нет. Он ежегодно доставляет на метеостанции топливо, продукты, оборудование, строительные материалы и новые смены полярников.
Алексей Бараков, заместитель начальника Северного Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
"Уникальность его в том, что, по сути, он является вертолётоносцем. В каждом рейсе оно везет с собой на борту вертолёт. Способно работать на необорудованном причальной стенке берегу. Это крайнее судно в серии, которое было выпущено в 1975 году. Больше таких судов не было".
Ремонт - на финише. Сразу после - предъявление регистру. Это, по сути, допуск в море, как медкомиссия для моряка. Получать разрешение необходимо каждые 5 лет. Вопреки разговорам о том, чтобы списать научно-экспедиционное судно и сделать из него музей, "Михаил Сомов" готовится к очередной навигации. Первый рейс запланирован на 18 мая.