Самолёт на рулёжной дорожке. Скоро пассажиров пригласят к выходу, затем выгрузка багажа и необходимые технические проверки... Перрон воздушной гавани в Талагах вот уже полгода как лишён такого бойкого движения. Реконструкция заставила всех менять аэропорт вылета с 1 мая. Как и планировалось - ненадолго! 15 ноября 2023 года войдёт в историю как день окончания первого этапа грандиозных работ.
Артемий Заварзин, корреспондент:
"Совсем скоро здесь будет слышен рёв моторов самолётов. Как и сегодня - идёт тестовая облётка и оценка работы светосигнального оборудования и радиолокационных систем".
За происходящим в небе над Архангельском наблюдают те, кто занимался первым этапом реконструкции в аэропорту. Строители, водители, исследователи - ежесуточно на объекте трудились три сотни человек. И о результатах всё скажут цифры. Взлётная полоса длиной 2,5 километра по уровню стала на 3 метра выше прежней. Толщина местами - до 40 сантиметров.
Кирилл Глаголев, директор проекта:
"Проект менял профиль взлётно-посадочной полосы. Мы сделали большой объем работ - свыше 800 тысяч кубов грунта мы уложили на лётное поле и под искусственную полосу. Это серьёзный объём для одного сезона".
За сезон проведена реконструкция рулёжных дорожек. Обновлена водосточная дренажная система, сети электроснабжения и наружного освещения, возведены насосная станция и очистные сооружения. Всюду - международные стандарты и строгий контроль качества. Через испытательную лабораторию генподрядчика прошло 40 тысяч тонн бетона.
Наталья Будаева, начальник испытательной лаборатории:
"Непосредственно туда у нас шёл гранитный щебень, песок, цемент и добавки - пластифицирующие и воздухововлекающие. Каждая машина, которая 12 кубов, наши сотрудники, эстакада, поднимались, отбирали пробу. И испытания самой бетонной смеси, чтобы она поступала именно на полосу".
И всё для того, чтобы создать современную аэродромную инфраструктуру, отвечающую всем требованиям гражданской авиации. Новая взлётно-посадочная полоса повысит уровень безопасности полётов. Главное - позволит аэропорту бесперебойно принимать среднемагистральные воздушные суда без ограничения по взлётной массе.
Кирилл Глаголев, директор проекта:
"В этих рамках построить такой большой инфраструктурный объект без права на ошибку - для нас было сложно, не скрою - иногда очень волнительно. Мы переживали за этот объект. Успели закончить бетонные работы в начале сентября. И окончательно закончили все работы к середине ноября, что быстрее срока".
Опережение сроков отметила Москва. В режиме телемоста к церемонии открытия полосы подключился вице-премьер российского Правительства Марат Хуснуллин. Он напомнил, что работы велись по нацпроекту "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры". Впереди - второй этап, но уже без прекращения полётов.
Алексей Алсуфьев, председатель Правительства Архангельской области:
"Будет аварийно-спасательная станция, патрульная дорога, ограждение, дополнительное оборудование поставлено, учебно-тренировочный полигон. Много ещё объектов инфраструктуры аэродромной будет в следующем году возведено. 40 лет назад полоса была реконструирована. И с тех пор, с 1983 года, мы уже прошли несколько межремонтных сроков, которые не позволяли продлевать ресурс нашей полосы. Было принято решение - при поддержке Правительства России, Минтранса, Росавиации".
Сейчас идет сертификация. Электросети, радиомаяки и метеодатчики уже получили одобрение Ростехнадзора.
Артемий Заварзин, корреспондент:
"Теперь самое главное - дождаться решения Росавиации. Именно она выдаёт сертификат, который разрешает отправку судов с новой взлётно-посадочный полосы аэропорта "Архангельск".