Около десятка старинных костюмов снова украсили витрины музея ИЗО - за последние 15 лет это их первый выход в свет, из музейных запасников. Как будто жительницы северных деревень дружно выстроились для встречи гостей. Все костюмы - подлинные, благодаря стараниям музейщиков и реставраторов - сохранились отлично, и словно передают привет из прошлого и позапрошлого веков. Одевались северные красавицы многослойно - рубаха, сарафан, подъюбники, накидки-скоротёны, пояса и конечно - платки, повязки и повойники, украшенные жемчугом.
Людмила Кушкова, старший научный сотрудник музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":
"И сарафан, и цвет его - всё имеет значения, но головной убор всегда сигнализировал, в первую очередь, о том - замужем девушка или же не замужем, какого она статуса, с какой она территории происходит. Видели женщину в расшитом жемчугом кокошнике, говорили: "Муж ейный - добытчик, жемчуг на лесных речках намывает", потому что это был очень дорогой головной убор, который мог равняться стоимости лошади".
Цвет - индикатор возраста: молодым - ярко-красный - как символ продолжения рода, зрелым - более спокойный, пожилым - бледно-синий и серый. В музейной витрине - манеры или набойки, которыми наносили узор на ткани. Чем севернее - тем сдержаннее. Мезенский сарафан в неярких тонах, рубаха с узким рукавом, У каргополочки - более открытый вырез и широкий рукав.
Инга Рудакова:
"Ну и конечно уникальная коллекция прялок с исторической росписью: Каргопольская, Ракульская, Важская, Борецкая. Каждой прялке - от 100 до 150 лет. Прялка для северянки это настоящая подруга жизни! За прялкой девушки не только пряли, но и думали, загадывали, мечтали".
Мезенская - проще и дешевле, Борецкая - ярче и дороже, богаты на цвет и узор прялки Кенозерья. Дарили и жених, и муж, самая крепкая сопровождала девушку всю жизнь до старости. А самую первую прялку обычно дарил отец, с нее и начиналось приданое - а это минимум 40 полотенец, вытканных и расшитых своими руками.
Людмила Кушкова, старший научный сотрудник музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":
"Удавалось девушкам создавать изумительные композиции, которые не повторяются ни на одном предмете. Интересно читать сюжеты вышивок с конями, лягушками, двуглавые орлы предстают перед нами, возникает какой-то непознанный нами очень интересный мир. Чтобы вышить полотенце - это за зиму вышивали или за всю молодость? Ну, может не за всю зиму, может быть даже гораздо быстрее, чем мы думаем".
Лаконичные пинежские вышивки, богатые каргопольские, славились художественными творениями и Онежские умелицы. Онежанка - та же парижанка, говорили на Севере. Удивиться умениям северных рукодельниц и мастеров можно в залах музея ИЗО, часть выставки "Народное искусство" станет постоянной экспозицией.