Крепкий, выносливый, закалённый севером и абсолютный чемпион. Мезенский жеребец по кличке Заменитель. Победитель областных соревнований этого года. Он может бежать по снежной целине с грузом в полтонны. 30 лет аборигенную мезенскую породу, её ещё называют «живым сокровищем русского севера», разводили на генофондно-племенной ферме в селе Долгощелье. Она принадлежит рыболовецкому колхозу «Север» и, без преувеличения, уникальна. Таких, по разведению именно мезенок, в России больше нет. Но и энтузиазма у сотрудников, как оказалось, тоже.
Олег Широкий, первый заведующий фермы по разведению лошадей мезенской породы:
«В убыток-то сколько может колхоз держать их? Надо чтобы государство помогало, чтобы полностью оно затраты несло, а не на шее колхоза. Назревало-то давно, но всё на тормоза спускали. Что пока деньги есть, пароходы работают, убытки покрываем».
На общем собрании решили — ферму ликвидировать. Предприятие не может обеспечить достойные условия для ценной северной породы. Корма дорогие, конюшня требует ремонта, а в собственном хозяйстве лошади не востребованы.
Иван Широкий, бывший работник фермы по разведению лошадей мезенской породы:
«Сейчас все надеются на технику. Тракторы сено вывезут, зачем лошадь гонять. Вот тебе и убытки. Может кто-то и одумается, изменит свое мнение к лошадкам. Чтобы дальше колхоз жил, ведь молодежи некуда будет идти работать».
Сегодня на ферме около 120 мезенок. В прошлом году на их содержание ушло 16 миллионов рублей. 4 из них покрыла субсидия. Остальное рыбколхоз — из собственной прибыли. Сейчас у предприятия крупные инвестиционные вложения. В Китае построили рыболовецкий траулер. И это ещё одна из причин закрытия фермы.
Марина Селивёрстова, председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Север»:
«Мы 30 лет сохраняли! Давайте, может ещё кто-то хочет поучаствовать? Мы продадим, отдадим, решим, пожалуйста. Я хочу сделать акцент на том, чтобы не звучало, что под топор, на мясо. Люди держали 30 лет, вложили 100 миллионов, и слушать вот такое сейчас!».
Мезенки — порода малочисленная. В России всего около пятисот. 300 из них — в Мезенском округе. За последние 4 года проведена большая работа по распространению мезенок. В другие регионы продано более 200 голов. Этих лошадок уже давно называют брендом Архангельской области.
Ирина Юрьева, руководитель Селекционного центра по мезенской породе лошадей Архангельского НИИ сельского хозяйства:
«Задача была, чтобы сохранить породу как таковую, сохранить её многообразие. Работа на генофондно—племенной ферме заключалась в том, чтобы создать определенный тип лошадей, узнаваемый тип, который и называется мезенская порода. Генофондные лошади выгодно отличаются от фермерских лошадей».
Сейчас ситуация на контроле регионального министерства агропромышленного комплекса и торговли.
Александр Шевелёв, заместитель министра АПК и торговли Архангельской области:
«Да, действительно есть мнение оставить необходимое количество голов для сохранения генофондной фермы на предприятии, а часть поголовья перевезти в другие крестьянско-фермерские хозяйства в дальнейшем через год оформить статус таких же племенных хозяйств и уже также получать господдержку».
И возможно, пока это единственный выход из ситуации.
Анастасия Скалина:
«Но до начала 25 года мезенки в полном составе останутся на ферме при рыбколхозе. Так как в этом году предприятие субсидию уже получило. Специалисты говорят, важно сохранить породу на исторической родине и в традиционных климатических условиях».