Он вырос у моря. И море воспитало своего героя. Уроженец Севастополя — Иван Папанин. Почётный гражданин четырёх городов. В 1975 своим почётным жителем его назвал и Архангельск. Большая часть жизни Папанина связана именно с нашим краем. Север он любил.
«Архангельск для меня всегда теплое. Всегда воспоминание хорошее. Он много сделал для нас. Именно для моих экспедиций, которые я организовывал».
Прекрасен май 2024го. В эти же дни в 1937 году Папанин встал во главе первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1». Дрейфовать полярникам пришлось 274 дня. За это время учёные собрали сведения о течениях, льдах, фауне полярного региона. Открыли Большой подводный хребет и создали метеокарту Арктики.
Евгений Тенетов, директор Северного морского музея:
«1930-е годы — это период активнейшего освоения Северного пути. И нужно было понимать, как пользоваться этой ледовой трассой, можно ли ходить без ледокола, как ведут себя льды, в какой период времени можно попасть в ледовые заторы, сжатия и так далее, где льды проходимы, где н проходимы. Дрейфующая станция — её принцип такой: она размещается на льдине, которая плывет по течению, то есть дрейфует. И таким образом по движению льдов можно понять, как они себя ведут, куда идёт течение».
И вот в 1938 году течение принесло льдину в тёплые воды Атлантики. Она треснула, пока папанинцы играли в шахматы. Паники они себе не позволили. Два ледокола успели спасти полярников. Дома их встречали как национальных героев. Биографию Папанина даже начали изучать в школах. За героический труд в арктических условиях всю команду представили к званию Героев Советского Союза. Вторую свою звезду Героя Папанин получил двумя годами позже. С 1939 по 1940 он возглавлял операцию по спасению из ледового плена ледокола «Георгий Седов». Арктика и служба не отпускала Ивана Дмитриевича и во время Великой Отечественной. Он возглавил Севморпуть и по совместительству был назначен уполномоченным Госкомитета обороны по перевозкам на Севере. Осуществлял приём и отправку на фронт военных грузов, которые доставлялись кораблями «Северных конвоев». Папанин приказал за два месяца реконструировать архангельский порт и увеличить количество причалов. Вот так выглядел кабинет легендарного советского исследователя. Именно отсюда Папанин руководил работой по созданию логистической структуры поставок всех ленд-лизовских конвоев. В 2021 году, реконструированный, он открылся на первом этаже здания регионального Правительства.
Игорь Слободянюк, директор историко-культурного общества «Победа»:
«Надо углублять фарватеры, надо строить железные дороги, подъездные пути, нужны краны мощнейшие, чтобы можно было поднимать танки и прочее — мы ведь речь ведём о ленд-лизе. Здесь был штаб. Я понимаю так, что товарищ Папанин жил неподалеку — ему выделили квартиру, и его инспектора жили неподалеку. Часто здесь ещё и ночевали».
После Великой Победы Папанин больше ушёл в науку. Освободив место таким же увлеченным полярникам, каким был и сам. В Архангельск Папанин возвращался часто. И всегда это были встречи яркие. С острым словцом и залихватским смехом. Последний раз Север тепло встречал его в 1984 году. Но и сегодня судьба Ивана Папанина продолжает вдохновлять его последователей.
Александр Сабуров, директор института стратегического развития Арктики САФУ имени М. В. Ломоносова:
«Я, как организатор современных экспедиций „Арктический плавучий университет“, всегда стараюсь обращаться к историческому опыту. И, на самом деле, экспедиция Папанина абсолютно уникальная. Опыт организации, подготовки экспедиций, для меня является абсолютно вдохновляющим. Полярники, как правило, это уравновешенные люди, которые хорошо могут самоорганизовываться, дисциплинированны. Но, с другой стороны, жизнь сегодняшних исследователей Арктики намного легче. Благодаря технологиям, техническому прогрессу».
Мария Воробьёва, корреспондент:
«Имя Папанина присвоено мысу в Карском море, подводной горе в Тихом океане и горам в Антарктиде. Его именем названы улицы во многих городах России. А на родине, в Севастополе, установлен бронзовый бюст. Такой же есть и в Архангельске, в галерее полярных исследователей».