В Красноборске открыли новый туристический маршрут и уникальную музейную выставку

Оба события — результат социального проекта, который призван возродить и сохранить традиции народных росписей Красноборья. А их целых три: уфтюжская, пермогорская и ракульская. Проект получил грантовую поддержку Губернаторского центра и уже заинтересовал ценителей народных промыслов.

«Везде-то хорошие мастера живут. — Ой, да мастера-то может и везде хорошие живут, да только пермогорские прялки самые баские!»

Чтобы познакомиться с уникальными северными росписями, надо отправиться в самую глубинку. Туда, где они зарождались, например, в Красноборье. Изучать крестьянскую живопись на юг Архангельской области приехали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды и конечно жители Поморья. Они стали участниками четырёхдневного марафона.

Оксана Панова, сотрудник Красноборского историко-мемориального и художественного музея имени С. И. Тупицына:

«Красноборский район — один из немногих, если не единственный в России, в котором зародилась и бытовала сразу три известных центра росписи: пермогорская, ракульская и уфтюжская».

Уфтюжской росписи в Красноборском музее посвятили целую выставку. Больше сотни предметов крестьянского быта — прялки, швейки, набирухи, туеса — демонстрируют всю красоту и самобытность промысла.

Ольга Алексеева, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея:

«Важен этот проект, потому что он именно на родине промысла. Промысел рождается, живёт на определённой земле. Потому что именно здесь складываются определённые традиции».

Для этого участники расписного марафона из Красноборска отправились дальше — в село Верхняя Уфтюга.

Елена Архарова, корреспондент:

«Старинному селу Верхняя Уфтюга больше 400 лет. Оно считается родиной уфтюжской росписи. Промысел зародился здесь в 18 веке».

Галина Лапина, библиотекарь Верхнеуфтюгской библиотеки:

«Уфтюгу называют страной туесов. И туески наши разлетелись по всей нашей большой стране».

Здешняя природа отличается особым колоритом и богатством трав. Их узор лег в основу орнамента. Уфтюжские художники любили писать цветущие кусты и птиц, которых на местном диалекте называют кутеньками.

Эмма Липницкая, участница расписного марафона, Северодвинск:

«Если здесь не побывать, не прочувствовать энергетику этой устюжской росписи, невозможно будет написать именно и передать это ощущение. Получится просто цветная картинка».

Гостям предложили повторить уфтюжскую роспись по старинным образцам. Мастерская заняла несколько помещений Крансоборского музея и за работой мог наблюдать любой желающий.

Наталья Кузнецова, художник-педагог, Вологда:

«Темперные краски мы используем, потому что они хорошо имитируют природные оттенки цветов. В уфтюжской росписи они очень гармоничные. Особенно зелёные, несколько видов».

В результате в музее появился новый арт-объект. Он стал яркой фотозоной на традиционной Красноборской ярмарке, которая состоялась в четвертый заключительный день марафона. В этом году она приурочена к столетию округа.

Татьяна Зиновьева, заведующая отделом ремёсел Красноборского историко-мемориального и художественного музея им. С. И. Тупицына:

«Эти четыре расписных дня показали, что интерес к северной глубинке только растёт, что наши росписи вызывают большой интерес не только у жителей Русского Севера, но и средней полосы».

Материалы форума соберут в электронный сборник. Ждут гостей и на новом туристическом маршруте — на родину Уфтюжской росписи.

Новости