В переводе с греческого светофор — несущий свет. Самый первый дорожный светорегулятор придумал англичанин Джон Найт в 1868 году, после того, как попал под колеса конной повозки. И тогда у светофора было всего два цвета — красный и зеленый. В России первый световой регулировщик появился в Москве в 1930 году. А в Архангельске — только спустя 30 лет. Один из первых светофоров столицы Поморья — сегодня ностальгический экспонат музея ГИБДД.
Любовь Кислова, специалист-эксперт отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Архангельска:
«В Архангельске самый первый светофор появился в 1963 году, на перекрестке улицы Ванеева (нынешняя Садовая) и Космонавтов. Вот этот светофор, который представлен у нас здесь в музее — это светофор 1973 года. Это светофор ламповый, изготовили его работники завода „Красная Кузница“. Сегодня в городе Архангельске все светофоры светодиодные».
А ещё умные — регулирующие движение в зависимости от потока машин, и даже говорящие. У Дениса День светофора — каждый день. Его руками в городе смонтирован не один десяток светофорных объектов.
Денис Бурдуков, наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики:
«Если в штуках — это будет, наверное, сегодня уже около десяти. — Наверное весь город уже светофорами увесили? --Да, и не только. Я и в области работал. Больше сотни».
По мнению специалистов дорожного движения, именно светофор максимально интенсивно уменьшает очаги аварийности. Сегодня в Архангельске их установлено 140. И целых три программы светофорных объектов: муниципальная — на ней содержание и ремонт, областная — по которой устанавливают новые регуляторы и модернизируют пешеходные переходы, и федеральная — это уже интеллектуальные транспортные системы: установка умных светофоров с ультрасовременными дорожными контроллерами.
Александр Гурьев, директор муниципального предприятия «Горсвет»:
«За 8 лет город Архангельск построил на территории города 50 светофорных объектов. Производится модернизация до так называемых умных светофоров. На текущий момент их 22, в этом году мы участвуем в качестве субподрядчика — будет модернизировано еще 12. Летом будет построено 9 светофорных объектов».
Современные светофоры мало похожи на своих прадедушек — плоские, малогабаритные, лаконичные по дизайну. Эффективно регулируют движение на Выучейского, на улице Октябрят, скоро начнут работать и на перекрестке Садовая-Троицкий. Сколько времени будет заложено на проезд автомобилей и переход пешеходов - это уже решит ГИБДД.
«Перекрёсток Садовая — Троицкий — объект повышенной опасности. Несколько лет назад здесь насмерть сбили человека, движение транспорта здесь всегда очень интенсивное. Кстати, рядом 14-я школа, и недалеко морской институт. Уже к концу августа здесь появится новая разметка и загорятся светофоры, и одним опасным перекрёстком в Архангельске станет меньше».
Светофоров в городе всё больше и больше. Автомобилистов это не очень радует — проезд по центру Архангельска стал более долгим. Но, по данным Госавтоинспекции, умные светорегуилировщики надёжно предотвращают аварии, а безопасность движения на городских улицах — прежде всего.