Анна Жукова, корреспондент:
«В Архангельской области и Ненецком автономном округе — 21 маяк. Сейчас мы держим курс на один из них, это остров Мудьюг, уже почти подходим. Речь о его строительстве зашла в 1829 году, и только спустя 9 лет он начал свою работу. Это 7 октября 1838 года».
После высадки на берег 40 минут движемся по бездорожью до нашей конечной цели. И вот нас встречает Белая башня острова Мудьюг.
Анна Жукова, корреспондент:
«Кирпичи для маяка изготавливались в селе Патракеевке монахами с Соловков. Сначала это было кирпичное коническое здание с основанием из песка и булыжников. Кстати, источником огня для 14 ламп был очищенный рыбий жир. Практически с первых дней работы маяка здесь велись метеонаблюдения, также следили за перелётом птиц и измеряли уровень моря по футштоку».
А это сердце башни — линза Френеля. Её изобрели в 1820 году, она спасла сотни, если не тысячи, жизней моряков задолго до появления GPS. Ведь тогда единственным ориентиром для мореплавателей был свет маяка.
Анна Жукова, корреспондент:
«А это — резервная светооптическая аппаратура, она необходима для того, если с главным источником света что-то произойдёт. Маячники загадали загадку нашей съемочной группе: зачем необходим вот этот штырь. Ответ очень прост: для того, чтобы на фонарь не садились птицы».
Высота башни — 40 метров, дальность света впечатляет — 18 миль, это 33 километра. Мудьюгская башня — настоящий свидетель исторических событий.
Анна Жукова, корреспондент:
«Маяк был выстроен настолько прочно, что 80 лет не требовал капитального ремонта и когда встал вопрос о его модернизации в 1914 году, грянула Первая Мировая война. И тогда здесь на башне разместили наблюдательный пост и пост связи. И маяк продолжил также бесперебойно и надёжно служить стране».
А после — интервенция, Великая Отечественная война. Это кадры 1965 года из архива нашей телерадиокомпании. В то время на маяке работала семья Малыгиных — Раиса Прокопьевна и Аркадий Степанович. Сегодня за маяком следит Владимир Салтыков. Вот уже 12 лет он живёт и работает на Мудьюге.
Владимир Салтыков, механик маяка:
«Да не очень так чтобы скучно. Гости и зимой приезжают, и летом, вот ты приехали. Смотрим за маяком, обеспечиваем аппаратуру. Расположение тут, природа, лес, сосновый бор — он для здоровья полезен».
Несмотря на то, что маяк работает автоматически, все данные о его включении нужно записывать в журнал. За исключением белых ночей — башня в это время отдыхает. В книге «Огни и знаки Белого моря» описаны все маяки: мудьюгский описан лаконично «светло-жёлтая круглая каменная башня с фонарным сооружением». У маячников налажен и быт. В свободное время Владимир Салтыков занимается собственным хозяйством, ухаживает за ягодами. От малины не откажется и местный пёс Рэй.
Владимир Салтыков, механик маяка:
«В этом году урожай небольшой, малина, клубника была. Остальное ничего в этом году не сажали, зелень».
Владимир Федорович любит свою работу, а она — отвечает взаимностью. Маячника наградили грамотой за добросовестный труд. К слову, маяков, которые работают с участием людей, в Архангельской области и Ненецком округе всего три.
Владимир Овсянников, начальник отделения маячной службы Архангельского района гидрографической службы Северного флота:
«Маяк Мудьюгский, маяк Моржовский и маяк Канинский. В текущем режиме сами маячники поддерживают маяк в нормальном состоянии. Если надо, где-то подкрашивают, ремонтируют. Когда происходит необходимость в капитальных работах, то тогда Министерство обороны объявляет конкурс на проведение капитальных работ с привлечением соответствующих организаций».
В этом году старейшине Белого моря — мудьюгскому маяку — исполнится 186 лет.