Правительство России и лично Президент ставят развитие Севморпути в качестве главного проекта страны. Транспортная магистраль проходит по всей северной территории Российской Федерации. Путь короче на 40 процентов, чем через Суэцкий канал, что, несомненно, выгодно с точки зрения внешнего товарооборота и стратегического партнёрства с азиатскими коллегами.
Игорь Ананских, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по энергетике:
«Архангельск и Архангельский порт, безусловно, является реперной точкой для ближайшего развития нашего морского судоходства и грузооборота. Поэтому я здесь вижу здесь замечательные перспективы».
Говоря о перспективах, из Архангельска в Китай в этом году удалось отправить пять рейсов «Арктического экспресса». В 2023 был всего один. Для дальнейшего увеличения грузопотока необходима модернизация инфраструктуры. В первую очередь — нужен глубоководный порт, куда смогут прибывать большие контейнеровозы. Известны и инвесторы — это коллеги из Китайской Народной Республики. Горизонт планирования — 2030 год.
Дмитрий Юрков, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики:
«При условии, что мы с железной дорогой разошьём узкие места. Это второй путь „Обозерская — Архангельск“, это электрификация участка „Обозерская — Архангельск“, это строительство новых путей на станции „Архангельск-город“. И нужно провести ещё железную дорогу к новому порту».
На совещании также обсуждали строительство нового флота. В 2028 году планируется спуск на воду первого контейнеровоза ледового класса. К 2032 в строй встанут восемь атомных ледоколов. Это позволит создать круглогодичную навигацию, а значит, бесперебойный грузопоток.
Дмитрий Рожин, заместитель председателя Правительства Архангельской области:
«Новые партнёры — новые возможности. Всегда необходимо встречаться для того, чтобы найти новые точки роста. Нельзя их найти, если не разговаривать друг с другом, не понимать, у кого какие потребности, у кого какие сложности. Только вместе можно найти решения».
Кроме того, в планах к 2026 году через Северный морской путь связать порты Архангельска и Индии.