Светлана Синицына:
«Горбунок-конёк встряхнулся, встал на лапки встрепенулся. Хлопнул гривой, захрапел и стрелою полетел…». «Конёк-горбунок» — известная русская сказка в стихах Петра Ершова, написанная в 30-е годы 19-го века, проиллюстрирована на детской мебели того же столетия».
Четыре стула, стол и диванчик — уникальный гарнитур выставляется впервые. Известно, что приобрёл мебель Архангельский краеведческий музей в 1936 году за 800 рублей. Для того времени, по словам специалистов, очень дорого, но раритет того стоил: красивый, яркий, вырезан в русском стиле, со сказочной тематикой, расписан масляными красками и с юмором. Считается, что раньше этот комплект принадлежал Тотемской ремесленной школе. Что касается живописи, то по одной версии автор росписи художник-передвижник Алексей Афанасьев, по другой — хорошо сделанная копия. Восхитили сотрудников музея детали гарнитура, к примеру, особенности «физиономий», вырезанные на ножках мебели.
Жанна Петриченко, заведующий научно-экспозиционным отделом Архангельского краеведческого музея:
«Это ручная работа, поэтому где-то там добавили складочку, где-то морщинку и каждое лицо на каждом стуле, каждой стороне стола, она выдаёт свою эмоцию».
Мебелью в течение года занимались мастера реставрации деревянной скульптуры Алексей Чекин и Татьяна Турыгина. Предметы демонтировали, очистили, древесину укрепили, восполнили недостающие фрагменты. Затем снова собрали, также укрепили и красочный слой. С помощью специального растворителя лаковую плёнку на росписи не удалили, а сделали тоньше.
Татьяна Турыгина, художник-реставратор деревянной скульптуры Архангельского филиала ВНХРЦ им. академика И. Э. Грабаря:
«За счёт этого проявился рисунок и лаковая плёнка стала тоньше и всё это заиграло. Стали очень яркими после реставрации. Сама картинка очень качественная, то есть живопись очень хорошая, качественная, поэтому мы очень были довольны результатом реставрации».
Ещё одну живописную работу также отправят в краеведческий музей Архангельска. Два года скрупулёзного труда Татьяны Кратировой ушло на реставрацию картины, под названием «Дом, где жил Сталин, находясь в ссылке в Вологде, в 1911 году». Она написана в 30-е годы художником Николаем Ширякиным. Полотно было в аварийном состоянии. Более того реставратора ждал сюрприз. Особенность в том, что картины «две в одной». На лицевой стороне — «Дом Сталина». А на обороте — почти невидимое изображение Пресвятой Богородицы с младенцем. Вероятно, автор использовал для написания брошенный холст и был атеистом. Татьяна отреставрировала обе стороны. Но экспонироваться будет лишь «Дом Сталина».
Татьяна Кратирова, художник-реставратор масляной живописи Архангельского филиала ВНХРЦ им. академика И. Э. Грабаря:
«Потому что если, например, её выставлять как бы с обходом с обеих сторон картины, то Богоматерь получится вниз головой. Это как-то вообще нехорошо».
А «Полярные льды» художника Александра Борисова — первого живописца Арктики отправят в Красноборск. Всего, благодаря трудолюбию и таланту реставраторов, более полутора сотен предметов за этот год получили «вторую жизнь» и возможность быть представленными в музеях Архангельской и Вологодской областей.