Раритеты уровня Эрмитажа и Русского музея обнаружили специалисты «Русской Арктики»

Удивительные северные находки, которые проделали непростой путь из полярных широт до материка. Ещё в 2016 году, как только фрагменты старинной поморской лодки предстали перед учёными, специалисты в один голос заявили: это раритеты уровня Эрмитажа и Русского музея! Итак, на Новой Земле специалисты нацпарка «Русская Арктика» обнаружили части промыслового карбаса. Долгое время Арктика не хотела расставаться со своими сокровищами, но в 2022 году их доставили на материк, а несколько месяцев назад установили — это памятник судостроения, датированный 17 веком! Возраст — не единственное, что любопытно в этой истории.

Сколько тайн хранит Арктика? Пожалуй, хватит и на наш век, и для исследователей далёкого будущего. Но на Оранских островах Новой Земли одной загадкой стало меньше. Точнее, сразу на 70 загадок! Именно столько фрагментов старинной поморской лодки обнаружили здесь специалисты нацпарка «Русская Арктика». Произошло это в 2016 году. Правда, доставка на материк и консервация памятника истории случились не сразу. Суровый полярный климат мешал логистике. Лишь в 2022 году на судне «Профессор Молчанов» фрагменты лодки прибыли в Архангельск.

«Мы положили все эти фрагменты, все эти детали в песок. Это медленная сушка, для того, чтобы дерево медленно отдавало влагу. Ушло два года на то, чтобы древесина высохла».

Специалист нацпарка Евгений Ермолов тогда, в 2016, буквально споткнулся о находку. Сразу определил, что перед ним образец исконно поморского судостроения — дерево рублено топором, а сама лодка — сшита.

Евгений Ермолов, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика»:

«Сшивали с помощью вицы — это побеги еловые, либо веточки, либо маленькие тонкие стволы, которые вываривали. И обычно хватало на три-четыре стежочка. Вот мы видим — начинается веточка, раз-два-три — заканчивается веточка».

А начало эта история где и когда берёт? С аналитикой нацпарку помог Институт географии РАН.

«Анализ дендрохронологический дал нам регион, где произрастала древесина — это Карельский берег Белого моря».

Установлен и год рождения судна. Мог бы помочь подсчёт годичных колец — но полноценных брёвен для спила не сохранилось. Потому пришлось пожертовать несколькими некрупными фрагментами лодки.

«Сделали заключение, что лодка 1691 года».

И что лодка — промысловая, длиной семь и шириной два метра. Такие могли использоваться для охоты за моржами, для доставки людей с более больших судов на берег. Сохранившиеся детали помогают понять конструкторскую мысль прошлого.

«Это шпангоут, то есть по сути это „рёбра“, которые крепились к „позвоночнику“, а к ним уже крепились доски. Это место стыка, то есть доски не хватило, и здесь стыковали доски между собой. Это верхняя часть борта, с этой стороны он круглый, для того, чтобы куда-то пришвартовываться».

Евгений Ермолов, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика»:

«И для управления таким судном необходимо немало людей. Скорее всего, был парус, ну, а дальше покажут необходимые исследования. Понятно, что сейчас мы уже примерно представляем его форму. Ценность в том, что это допетровское судно. Новоманерные суда, петровские преобразования сильно повлияли на традиционное судостроение, а это — ещё не знавшее европейских преобразований традиционное поморское судостроение».

И поморы — судя по месту обнаружения находки — уже в 17 веке были неутомимыми покорителями Арктики. Но если пункт назначения ясен, то вот место отправления и хозяина судна — пока со стопроцентной точностью не установили. Есть версия, что к Новой Земле лодка прибыла с Соловков.

Александр Кирилов, директор Национального парка «Русская Арктика»:

«На данном этапе у нас рабочая версия, что эта лодка принадлежала Соловецкому монастырю, но это ещё необходимо изучать».

А вот эти части судна прибыли на большую землю, как выяснилось, раньше остальных. В 2016 три фрагмента учёным разрешили доставить в Архангельск бортом вертолёта. Сохранность их с тех пор обеспечивается в визит-центре нацпарка «Русская Арктика».

Александр Кирилов, директор Национального парка «Русская Арктика»:

«Это уникальнейшая находка. Можно сказать, что это находка уровня Эрмитажа или же Русского музея, потому что она — единственная в России, таких лодок больше нет в полной сохранности. Тем самым мы доказали, что это были не разовые, единичные посещения — это было полномасштабное освоение Арктики».

Не только сохранить судно, но и реконструировать его полный облик — дело будущего. Первые эскизы уже есть. Возможно, найдутся те, кого они вдохновят на создание реплики лодки. Чтобы прошлое стало настоящим.

Новости