Cветлана Синицына:
«В эти гости я пришла со своим чёрным хлебушком. Уж очень мне хотелось попробовать настоящей вкусной Поморской ключовки, которую добывали в этой деревне испокон веков».
Ответственность за возрождение старинного русского северного промысла взял на себя архангелогородец Александр Попов. В тему солеварения он окунулся с головой. И чем глубже, тем ему интереснее.
Александр Попов, солевар:
«И самый, наверное, важный момент в том, что не просто к солеварению, а именно к аутентичному дедовскому её приготовлению».
Для начала поехал в Нёноксу — старинное поморское село, в прошлые века знаменито по всей Руси своими варницами и «ключёвкой» — соль, добытая из подземных иточников — ключей. Благодаря солеварному промыслу и возникли северные усолья — посады: Нёнокса, Луда, Уна, где люди жили и работали у соли. Старожилы подсказали про Унское усолье. Там сохранился древний колодец с настоящим рассолом. Так, в деревне на месте бывшего солезавода появилась солеварня. Хотя опыта у Александра и не было, но велико желание.
«В основном пришлось опытным путём доходить самому. Первую соль, которую сварил, она у меня была шоколадного цвета, потому что не умел работать с минералами, с примесями, которые всегда есть в любой соли, в природной тем более».
По старинной технологии солевар и сейчас использует дрова. А их надо немерено, и лучше берёза. В двух чанах, по 500 литров каждый, колодезный водный рассол. Из этого объёма получится 10-12 кг качественной соли. После, как отстоится в течение недели, маточный рассол солевар порциями переливает в бак. Правда, у предков были огромные сковороды — црены.
«Наша задача — получить концентрированный загустевший рассол. Есть такая специальная палочка. Когда мы её опускаем, на палочке образуются кристаллы. Мы тогда понимаем, что рассол крепкий, густой. Далее начинается самый важный процесс».
В печи, чтобы не было огня, только жар, и чтобы рассол не закипел, — для сохранения первозданной кристаллической решётки соли. Ещё и убрать все примеси, чтобы не прикипали ко дну. Словом, филигранная работа. Естественная выкристаллизация требует 14 часов. А весь процесс 8 суток. Но одно дело сварить, другое — высушить. Принцип сушки как и столетия назад. Но тогда «палати» были не из сетки, а ивового прута. Хранился продукт в соляных амбарах в берестяных коробах или в холщовых мешках. Известно, холст — хороший регулятор влаги.
Александр Попов, солевар:
«Когда нужно — мешковина забирает влагу, когда нужно — отдаёт. Это очень давно подметили наши предки, поэтому в мешковине хранили и перевозили соль».
И зачастили гости в Уну, словно там «мёдом намазано», так солью — точно. А надо им подивиться на «Поморскую ключёвку», сваренную вручную из легендарных унских водных рассолов.
Светлана Синицына:
«Вот оно — поистине „белое золото“ Русского Севера на наших кусочках хлебушка. И это вечно — хлеб и соль».
Новости