Захар лишь чуть-чуть прихрамывает. Хотя правая нога у него — на треть короче левой. И это уже не первый протез за первые 10 лет жизни, но впервые — такой удобный и эстетичный. И сделанный в Архангельске.
Инга Рудакова:
— Еще совсем недавно у Захара был вот такой протез, сделанный из кожи и железа. По технологиям времен Великой Отечественной. Теперь у него — два новых современных протеза, и один из них вот такой — легкий, спортивный, красивый, это, кстати, первый в Архангельской области детский протез с беговой стопой.
Захар Канев, житель г. Нарьян-Мара:
— Этот протез гораздо легче старого, в нем очень удобно, все комфортно. — Т.е. не устаешь? — Нет.
Диагноз — врожденный ложный сустав — 10 лет назад поверг в шок всю семью. Недоразвитие колена привело к патологическому укорочению ноги. Для мамы Захара эти годы превратились в неустанный поиск клиник, хирургов и ортопедов.
Надежда Назарова, мама Захара, г. Нарьян-Мар:
— В Москве — в РДКБ — в клинике проходили лечение, потом мы по своей инициативе поехали в Германию, в университетскую клинику города Ульма, там проходили лечение, нам тоже пробовали восстановить ногу, но так и результатов это не дало. Последняя консультация в РДКБ — порекомендовали нам ампутировать ногу.
А в Архангельском протезно-ортопедическом предприятии предложили современный модульный протез бедра в паре со спортивным. На полтора килограмма легче старого, гиппоаллергенный и не на шнуровке, а на удобных липучках.
Валерий Никулин, главный инженер Архангельского протезно-ортопедического предприятия:
— Впервые применили технологии литевого киллара, применили технологии карбона и 3Д-моделирования. Пациент у нас может не только бегать, прыгать, но и купаться, плавать, заниматься всем тем, чем занимаются дети. Мы гарантированно уверены, что он не сломается.
Протез будет расти вместе с Захаром. Раз в три месяца предстоит измерять рост и корректировать размер. В этой мастерской — внушительные запасы гипса и невероятные приспособления, похожие на механизмы из фантастических фильмов. Новых протезов сейчас ждут 10 детей Архангельска с врожденной патологией.
Елена Бондаренко, доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации СГМУ:
— Такие протезы на сегодня, они дают ощущение побыть киборгом, побыть железным человеком. Стопа фиксируется на специальной площадке, коленный сустав, который не может такую полную нагрузку нести, разгружается за счет крепления на бедре. Мы полностью исключаем голень из той осевой нагрузки, которая на нее падает, и, соответственно, протез позволяет ту выполнять работу, которую выполняет здоровая ножка.
В школу Захар пойдет уже на новом протезе, который даст возможность не только легко ходить, но и сохранить здоровую часть ноги. А на уроки физкультуры сможет надевать спортивный и удивлять одноклассников.