Архангельский молодёжный снова «на чемоданах», — летят в Москву по приглашению оргкомитета национальной театральной премии «Золотая маска». Можно сказать — «зачастили». Полгода назад труппа представила в столице спектакль «Папа встретит меня в L.A.» режиссёра Максима Соколова. Постановка вошла в основную программу «Золотой маски» по четырём номинациям. На этот раз — участие во внеконкурсном проекте «Маска плюс», на который было отобрано 12 спектаклей российских театров.
Александр Берестень, актёр Архангельского молодёжного театра:
— Спектакль «История одного города» режиссёр Илья Игоревич Мощицкий. С радостными, весёлыми ощущениями летим в Москву, дадим там жару нашего северного!
Столица встретила северян хорошим морозцем, но грело имя великого земляка Михаила Ломоносова, которое теперь носит аэропорт Домодедово. Следующая остановка Московский культурный центр имени Мейерхольда. Это одна из престижных театральных площадок столицы. ЦИМ был создан три десятилетия назад. С тех пор считается экспериментальным пространством для молодых талантов. Неудивительно, что на эту сцену пригласили Архангельский молодёжный. Эксперты говорят о нём, как о рисковом эстетически бесстрашном театре, где не боятся искать и экспериментировать.
«Свинина по-французски!».
Спектакль «История одного города» по роману Салтыкова-Щедрина питерского режиссёра Ильи Мощицкого был отобран «золотомасочной» комиссией во внеконкурсную программу из-за отличительных особенностей. Впрочем, как и все постановки проекта «Маска плюс». В каждом своя странность, несоразмерность, или, напротив, предельный минимализм и гротескный тип образности. «История одного города» Мощицкого — радикальное переосмысление классических нарративов — это собственный взгляд на события.
«Никто, никто не хранит наш прах».
Премьера состоялась год назад. Тема — российский властный беспредел до бесстыдства. Куратор проекта «Маска плюс» Вера Сердечная отметила, «на осколках текста автора, на пепелище культуры, — в „античных“ вазах пепел, режиссёр рассказывает о расчеловечивании homo sapiens, о его нисхождении в неразумие, о том, как явления культуры становятся дешевыми артефактами и о том, что человек по сути своей лишь примат. Правда, способный к символическому мышлению». Спектакль сразу был принят неоднозначно. И на этот раз часть московской публики покинула зал до финала.
Антон Чистяков, актёр Архангельского молодёжного театра:
— Мне нравится то, что я вижу разную реакцию зрителей во время этого спектакля и, наверно, даже хорошо, что некоторые уходят, потому что если не происходит контакта и уходят люди, но остаются те, кто заинтересован, и кто с нами на одной волне.
— Более необычного спектакля я ещё не видела, — честно, смысл я не поняла, но видимо в виду своей как бы недоразвитости.
— Взгляд такой очень современный — очень прогрессивно!
— Сценография очень крутая, нам как хореографам это важно, когда визуальная картинка, пластика совпадает с идеей это всё объединяется — завораживало.
— Не по законам драматургии, так скажем, и нас это привлекло. Большое спасибо за такой спектакль.
Николай Гармиза, профессор Московского государственного института культуры:
— Мне очень нравится. что это очень депрессивно, а так и должно быть. И мне очень нравится, что это сделано с болью к тому, что сейчас происходит в стране. Я очень высокого мнения и мне обидно, что спектакль не отобрали на «Золотую маску» в основную программу.
А известную в театральном сообществе Москвы Маргариту Волошанину спектакль архангельского театра, как она сама призналась, зарядил весенней энергией.
Маргарита Волошанина, зритель:
— Впечатления роскошные. У нас такой спектакль я не видела. Молодёжный театр меня покорил. Я не ушла в первый раз со спектакля. Я танцевала, я вдыхала, я смотрела — для меня было здорово! Браво! Всем низкий поклон!
После спектакля — его играли два вечера подряд — состоялось открытая дискуссия. Обсуждали и спектакль и проблемы российского театра. Своё мнение могли высказать как критики и участники постановки, так и зрители.
Илья Мощицкий, режиссёр спектакля, Санкт-Петербург:
— Я приветствую любые реакции, если они только они не связаны с насилием, всё остальное не запрещено Конституцией РФ. Это хороший театр, да. Они подвижны, пластичны и у нас складывается контакт.
Кстати, «История одного города» — первая работа режиссёра Ильи Мощицкого, которая отмечена приглашением на «Золотую маску». А у Архангельского молодёжного театра за последние пять лет «золотомасочных» ангажементов — уже шесть.
— Браво, браво! Архангельск с нами!