«Кто там такой ходит-то?!».
Приморская Уна уже спать ложится, а гости всё едут и едут. Весть о самобытном деревенском музее под названием «Унский посад» разлетелась по всей стране. Вот и зачастили в северную глубинку туристы.
«Здравствуйте, гости званые, да желанные. Рада видеть всех вас в гостях у нас. А я про „Унский посад“ поведу рассказ».
А рассказ не быстрый — предания старины глубокой — об истории поморского быта, ремёсел и промыслов. Слушать — не переслушать экскурсовода Марину Мошкову. Сама она 40 лет назад приехала по распределению работать учителем начальных классов. И вышла замуж за рыбака.
«Любовь такая, что пришлось здесь остаться на всю жизнь».
Сейчас Марина Николаевна постигает новую профессию — музейного работника. Четыре года назад в заброшенном поморском доме вместе с местными энтузиастами обустроили экспозиционное пространство. Кстати, фото первых хозяев Василия и Анны Мошковых в одной из комнат музея. Собирать коллекцию старины помогали неравнодушные к истории своего края односельчане.
«Отдавали от всей души, можно сказать. И никто никакой оплаты не требовал. Захожу я сюда с большой радостью, что жизнь в деревне продолжается».
В фондах музея тысяча экспонатов конца 19 начала 20 века. Самый старенький — поморская рубаха из овечьей шерсти.
Марина Мошкова, научный сотрудник музея «Унский посад», жительница д. Уна:
«Эти рубахи вязались на 10 спицах, вкруговую. Очень плотные с обережным рисунком и такие рубахи носили поморы на промыслы как раз в море ходили в них. Непродуваемые ветром».
Как заметили специалисты, в «Унском посаде» есть предметы, которым позавидует любой столичный музей. Мебель, кухонная утварь, женские наряды, посуда. Причем, не только знаменитый кузнецовский фарфор.
«Английский фарфор фирмы „Копеланд“, и чтобы её продать производители изобразили целую историю, в стиле китайщины».
Светлана Синицына:
«А этот экспонат можно назвать „саночки любви“. На них катался не ребёнок, а невеста. Тот на кого положила глаз девушка, садился сзади. Санки маленькие, узкие. И это ещё было то испытание, чтобы скатиться с ледяной горки и не улететь вместе с милым в сугроб, — всякое бывало!».
Большое внимание у гостей к рыболовным снастям. Кстати, экскурсовод сама рыбачка. Орудия сделаны из подручных материалов. К примеру, удочка для подлёдного лова под названием «суковатка». Короткая, лёгкая, из можжевеловой ветки. Сучки — для наматывания верёвки или лески из конского волоса. К ним привязывали наживку — «пескожилов» — это морской червь, заготовленный особым способом. Навага на него клюёт только успевай закидывать и дёргать суковатку из лунки. Причём наживку отпускает лишь когда рыбак стряхнёт рыбу на лёд, — такой вот лакомый «пескожил».
«Кто желает угоститься шанёжками?».
Желающие всегда все! И шанежки и парное молоко из русской печки. Вот только остыла она уже — поздновато приехали.
Татьяна Грибанова, турист из Северодвинска:
«Неожиданно да, когда ты заходишь, вроде бы сам музей непротопленный, а пахнет шанежками, теплом, когда со всей душою, любое сердце отогревается».
Среди первых партнёров музея, готовых развивать сотрудничество, Кенозерский национальный парк. С его помощью обустроили чайную комнату для посетителей.
Александра Яковлева, руководитель Кенозерского национального парка:
«Для нас включение местных жителей, их инициатив, из музеев, их объектов, их знаний во все туристические программы — это всегда был ключевой фактор. И прекрасный Унский музей он просто „гвоздь“ любой нашей туристической программы».
Полтора года назад «Унский посад» вошёл в состав окружного Музея народных промыслов и ремёсел Приморья, с целью сохранения уникальной коллекции и дальнейших научных исследований. Бесхозное, заброшенное здание поставили на учёт, провели работы по обеспечению пожарной безопасности, поменяли электрику, светильники, поставили обогреватели, сделана опись предметов. Но остались большие проблемы. Они связаны с капремонтом столетнего дома. А недавняя экспертиза вынесла вердикт зданию.
Марина Мошкова, научный сотрудник музея «Унский посад», жительница д. Уна:
«Находится в аварийном состоянии и ремонту не подлежит. И что будет дальше с музеем — не известно».
Сейчас в Приморской администрации ищут выход как помочь и сохранить «Унский посад». Тем более, что музей становится центром культурной жизни округа.
Галина Никитина, начальник управления культуры администрации Приморского округа:
«Мы рассматриваем разные варианты от строительства нового здания до покупки уже готового, потому что здание должно быть вписано в архитектуру деревни, поэтому если появится какой-то вариант с возможностью приобретения здания, конечно мы его будем рассматривать и далее это определение источника финансирования».
Новости