— Ёлку принесло весной, на песках обсушило, корешки промыло водичкой. А я с пилой пришел распил.
Шпангоуты на плече у мастера — поперечные ребра судна. Их выпиливают из цельного дерева. Подходящее — с естественными изгибами — Виктор Кузнецов находит на берегу.
— Очень хорошо карбас, он как раз прямой получился тут, не развалистый. Да, он будет летать только так.
Самодельные лодки теперь используют редко, на смену им пришли заводские. И новых заказов не было давно. А в этом году удача — сразу два карбаса.
Виктор Кузнецов, житель с. Лешуконское, мастер-судостроитель:
— Карбас должен обладать тремя качествами: не бояться носовой волны, кормовой и боковой. Под эти требования и шьется карбас.
Надежность карбаса, его устойчивость на волне доказана веками. На нем уходили в двух-трехмесячные плавания и добирались до Новой Земли. Олег Коткин — мезенский путешественник, называет себя коренным помором. Одну из лодок делают для него. Но, как оказалось, ее нельзя зарегистрировать.
Олег Коткин, житель Мезени, председатель Мезенского отделения Русского географического общества:
— Люди прикрываются этим, безопасностью. На самом деле они не понимают сути вопроса, вообще не понимают, не вникают. Те же самые карбасы, они только в нашем регионе, надо это отдать Архангельскому парламенту, вот пускай он принимает эти законы, и мы бы все это разрулили и не было бы никаких проблем.
По техническому регламенту таможенного союза, который был принят 9 лет назад, у лодки должен быть чертеж и проект, сведения об испытаниях. Но для этого ее пришлось бы везти в областной центр. Собрать необходимые документы, находясь в Лешуконском, почти невозможно.
Андрей Пребышевский, заместитель начальника центра ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области:
— Там список испытаний, документацию, которую надо предоставлять при строительстве в государственную инспекцию маломерных судов. Надо строительство согласовывать с инспектором ГИМС.
Опытный моряк Евгений Шкаруба предлагает возможное решение. Он тоже строит традиционные лодки. Проект «Поморская карбасная регата» получил Президентский грант.
Евгений Шкаруба, руководитель Товарищества поморского судостроения:
- Возможно было бы логично сделать несколько проектов, заказать эти проекты соответствующим органам, утвердить их, согласовать со всеми структурами, которые отвечают за это. И мастера могли бы придерживаться, строить свои карбасы, подбирать проект который нужен им, и строить карбасы.
Чтобы осуществить задуманное, необходима поддержка властей. А карбас Олега Коткина пока так и останется на суше. Без документов выходить в море — большой риск.
Новости