«Скульптура тематическая, производство фабрики Гарднер. Это военная тематика, лимитированная серия, посвящённая войне 1812 года».
Скульптура начала 19 века под названием «Мёртвый казак» поступила из музея Великого Устюга полгода назад и была по-настоящему «убитой»: у воина и коня частично отсутствовали ноги, сколоты грива и шея.
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:
«Предмет оказался очень благодарным. Он откликнулся на работу, и удалось сделать достаточно быстро сложные процессы. Некоторые предметы — тёплые, их хочется трогать, они очень приятные, некоторые берёшь с осторожностью, с ними на «вы».
На «вы» — это и о предмете, который сейчас у Татьяны в руках. Первое предреставрационное знакомство случилось два года назад и, по словам мастера, сразу возникла обоюдная симпатия.
«Для Татьяны Сидоровой каждый экспонат — живой, со своей историей и проблемой, которую реставратор решит!»
На рабочем столе редчайший экспонат — английский чайник начала 19 века в стиле оригинальной кастлфордской керамики — «мелко отлитый в форму белый керамогранит с матовой глазурью». Но это производство было недолгим, всего три десятилетия.
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:
«Наполеоновские войны нарушили логистику, и каслфордская керамика она не стала доходить до России. Потом производство в Кастлфорде угасло. Предмет более хрупкий, чем фарфор, поэтому если и доходят такие предметы до нас, редкие экземпляры, они, как правило, разбиты, повреждены, с утратами».
История бытования предмета пока не известна. Он поступил из Яренского музея. Есть версия, что бывшие владельцы были состоятельными людьми, любившими, подобно англичанам, церемонию чаепития. Из-за сильных повреждений и рельефной, узорчатой формы реставратор причислила экспонат к разряду «трудных».
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:
«Самое большое, что удалось, — это удалить все стойкие, глубокие внутренние загрязнения. Затем была старая склейка, склейку мы расшили, зачистили поверхность швов. Обратно собрали предмет, склеили».
Следующий этап — восполнение утраченных фрагментов по прямой аналогии с сохранившимися частями с помощью слепочной массы. Скрупулёзную работу мастер планирует завершить к концу года. А реставрация этих парных каминных ваз, первой трети 19 века фабрики Тереховых — Киселёва, уже завершена. Раритеты также поступили два года назад в плачевном состоянии, с многочисленными утратами: ручки были разбиты, на них остался лишь один завиток, с которого затем и сняла слепок реставратор. А у одной из ваз отсутствовала ножка-подставка. По оригиналу Татьяна её восстановила, правда, путём проб и ошибок, поскольку сразу целиком отлить подставку не получалось.
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:
«Пришлось сначала делать слепок верхней части, центральной и нижней. Затем монтировать штифт и друг с другом соединять все три части в единое целое».
Сейчас две вазы трудно отличить.
«Самое главное отличие — там ножка имеет углубление, здесь углубления нет и нет клейма. Штифт вот в этой части, которая выступает и держит, соединяет нижнюю платформу и верхнюю чашу».
Отреставрированные вазы и скульптура скоро отправятся домой, в Великоустюжский музей. Кстати, в конце прошлого года к их коллегам из Вологодского краеведческого уже вернулись предметы посуды 19 столетия. Татьяна признаётся, что за время работы к некоторым экспонатам она очень прикипела, но всегда расстаётся без сожаления.
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:
«Отдавать не жалко, потому что когда видишь радость сотрудников и посетителей музея, то понимаешь, что трудился не зря. Ну и работаем ради предметов, чтобы они жили долгую жизнь».