Этот «Розовый домик» — так ласково его называют местные — уже далеко не розовый. Скорее серый. Растительность тоже как на чёрно-белой пленке. Цветы в непонятной саже. Как и яблоки, выращенные в этих местах.
Татьяна Байкова, жительница острова Кего:
«Мы потеряли весь урожай. Мы потеряли всю красоту наших дворов. Не говоря о том, что ладно, мы вымоем скамейки, мы вымоем листья. Но мы не вымоем лёгкие наши. Мы всё лето дышим этим углём. У нас дороги отсыпаны шлаком, который двадцатитонники разбили в пыль, эту дорогу».
По словам местных жителей, с начала августа и практически круглосуточно, вдоль жилых домов ездят большегрузы. Вывозят суглинок и песок. А берут их, кстати, на месте для жителей острова — ценном своей историей. Это поле — первый аэродром. Именно здесь зарождалась Северная авиация. Но сейчас на месте две огромные ямы. Песок и суглинок, по словам островитян вывозят отсюда не только на Кего. Но и на близлежащие острова. Берут его для рекультивации старых свалок. Работы ведутся в рамках федерального проекта «Чистая страна». Дело благое, но жители все же задаются вопросом, нельзя ли взять материалы для строительства в других местах?
Валерий Гафаров, житель острова Кего:
«Вот эти два важных пункта. То есть, работа со свалкой, которая да, Кегострову нужна. И она одобряется жителями. И второй момент: вот эти котлованы, которые Кегострову совершенно не нужны. Потому что это варварский метод подготовки для работ на свалке. Почему взяли именно здесь землю на свалку? Вразумительного ответа мы не получили. Они так объясняют, что якобы, где-то они искали другой грунт. Но им нужен суглинок. А он здесь есть. На других островах он почему-то гораздо хуже. Вот этот — ну понятно дело, что он более удобный для добычи и доставки».
В борьбе за остров жители объединились.
Елена Гафарова, жительница острова Кего:
«В первую очередь мы написали в природоохранную прокуратуру. Мэру Архангельска. И к нам пришли отписки, потому что природоохранная прокуратура перекинула это в министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области — которая этим и занимается. Вот эти работы проводят, через подрядчика через своего. Из ответа природоохранной прокуратуры следует, что как бы это не такое ЧП, из-за которого стоит волноваться. Хотя, в общем-то, это их прямая обязанность, что разрушается природа».
А тем временем ямы становятся всё больше. Дороги, по которым везут песок — хуже. А воздух, которым дышат местные — грязнее. Но беспокойство жителей еще и в другом.
Надежда Белькова, жительница острова Кего:
«Начались события, о которых нас никто не предупреждал. Начали копать и разрывать. И ходить вот эти огромные машины. Копать экскаваторами наш остров, почему-то. Ничего не объяснив жителям Кегострова. Мы все в ужасе, потому что наш остров называется песчаный, разрушающийся. Могут произойти такие необратимые здесь вещи. И образоваться новые русла рек, и образоваться новые болота и так далее».
В ямах уже скапливается вода. Кстати, проводить встречи и объяснять жителям что, куда, и зачем вывозят стали не так давно. Уверяют, ничего страшного на острове из-за этого не произойдёт.
Алексей Миргородский, начальник управления природных ресурсов министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области:
«Вообще, добыча идет не рядом с берегом, потому что по законодательству — добыча в природоохранных зонах полезных ископаемых запрещена. Подрядчики строго соблюдают это требование. Отступают 200 метров от берега. Это не так и близко. На состояние берега вообще никакого влияния данные разработки не окажут».
И копать продолжат. Кстати, после проведения работ засыпать ямы не планируют. Сделают лишь пологие откосы и вернут часть плодородного грунта. А подрядчик обещает, что пыли будет меньше.
Владимир Клячин, генеральный подрядчик по рекультивации несанкционированных свалок:
«На данный момент, получается, практически 99 процентов объема завезено. Тот остаток, который у нас остался — мы будем завозить либо мелкими самосвалами, уже не крупной техникой. Не ночью, просто будем довозить. Соответственно, больше неудобств не доставим. Когда мы будем заканчивать выполнение работ — восстановим дорожное покрытие, как минимум до того состояния, в каком оно было. Может немного лучше сделаем».
Также подрядчик пообещал огородить ямы. На этом всё. Завершить работы на острове планируют к концу ноября. Наберёт ли Кегостров былую краску? Или останется таким же серым? Жители хотят, чтобы их услышали.