Остров Мудьюг. Тихая и умиротворённая атмосфера сентябрьского дня. Но так было не всегда. Больше века назад, в 1918 году англичане создали концлагерь, в который привозили всех, кто имел отношение к советской власти. Год спустя здесь была уже ссыльно-каторжная тюрьма, организованная правительством Северной области. За Мудьюгом закрепилось название «остров смерти». В бараках, рассчитанных на сто человек, содержали по 350 каторжан. Антисанитария, холод, тяжёлые работы, каждую ночь кто-то умирал. 15 сентября 1919 года часть заключенных восстала и совершила побег.
Алексей Сухановский, полевой командир АНО «Победа»:
«По сигналу определённому, голосом „Бей гадов“, или что-то такое, набросились на охрану, состоявшую из 10 человек. Её разоружили. Восставшая часть их ворвалась в барак. Закричала „Свобода, товарищи! На волю! Бежим!“. Часть бросилась штурмовать офицерский дом. Это не удалось. В результате стрельбы погибло 11 человек на территории лагеря».
1962 заключённым удалось сбежать. Пробирались сквозь тайгу на Пинегу, к своим. Выжить удалось 22 северянам. Всего за годы существования концлагеря через Мудьюг прошли больше тысячи заключённых. В память о сотнях погибших — панихида. В день памяти на Мудьюг приехали десятки северян. С цветами, плакатами и фотографиями — родственники узников. На этом фото — Никифор Левачев. В те годы, как говорит его правнук Александр Трундышев, он выступал за права рабочих.
Александр Трундышев, житель Новодвинска:
«Когда он был председателем профсоюза лесопромышленного предприятия, он ввёл 8-часовой рабочий день, больничные листы, оплата, садики детские, столовые бесплатные. Когда пришли интервенты, они за эту его деятельность профсоюзную, больше считай, что из-за этого, сослали сюда на Мудьюг».
А в руках этой девочки — сразу две фотографии. На них братья — Николай и Павел Палкины. На Мудьюг попали в 1919 году.
Игорь Палкин, житель Новодвинска:
«Как заключённые политические. В 1919 году. И находились здесь пока их не увезли как заложников в Англию. И через какое-то время советская власть обменяла их на английских офицеров. И они вернулись на родину, где продолжили свою жизнь».
Их родственник Игорь Палкин пару лет назад подключился к восстановлению музейного комплекса на Мудьюге. Идейные вдохновители — активисты общества «Победа». За работу взялись в 21-м. Сначала своими силами. Привели в порядок братские могилы, сделали часть мостков, чтобы передвигаться по острову было удобнее. После — смотровые вышки и ограждения. Почти сразу к делу подключились неравнодушные северяне. Потом проект «Сторожевая вышка острова Мудьюг» победил в конкурсе Фонда президентских грантов и получил субсидию от Правительства области.
Игорь Слободянюк, директор АНО «Победа»:
«Очень много мы сделали.Значительный объем периметра. Причем, воссоздаем периметр мы не из каких-то абы как столбиков, которые сгниют уже через три года. Мы берем линии электропередач специальные, пропитанные в вакууме, специальным составом. И будет этот столб жить минимум 30 лет. Так что облик визуально преобразился абсолютно».
На острове доделают еще одну смотровую вышку. Всего их здесь будет четыре. Добавят периметр с колючей проволокой и еще полкилометра мостков. Также в планах добровольцев заселить Мудьюг скульптурами заключённых. Замысел — сделать экспозицию из сотни фигур. Восстановленный лагерь станет главным свидетелем геноцида русского народа в годы Интервенции.
Олег Русинов, министр образования Архангельской области:
«Поколения людей сменяются. Но память должна оставаться. И память нужно передавать. Это преемственность поколений. И очень хорошо, что есть люди, которые эту память сохраняют. И делают для этого всё, что в их силах».
При входе на мемориал всех туристов встречает монумент «Непокорённые». Его возвели в этом году. Застывшая скульптура — символ силы духа, стойкости и мужества заключённых, тропой которых теперь может пройти каждый. Остров смерти Мудьюг продолжает жить.