На печи томится обед — можно звать семью к столу. У самой хозяйки чума Кристины Тайборей дел ещё много: наколоть дрова, подлатать одежду. На женщинах в тундре держится весь быт. Они же приглядывают за детьми. У Кристины их шестеро. Младшие кочуют с родителями-оленеводами. Старшие — на большой земле — учатся в школе. Дети — главные помощники. С 10 лет мальчики самостоятельно пасут стадо, а девочки выполняют женскую работу.
«Выросли в тундре. Так с детства и остаёмся, из поколения в поколение».
Община «Ямб то» до 90-х годов жила в изоляции от общества. Здесь устоялся свой особенный уклад. Кочевники соблюдают обычаи предков и говорят на ненецком языке. Традиции оленеводы научились сочетать с современными технологиями. В чумах появилась спутниковая связь, мобильные телефоны, телевизоры и генераторы.
Алексей Тайборей, оленевод семейно-родовой общины «Ямб То»:
«У нас всё есть. И постоянно в чуме мы. Нам с женой нравится. Меня радует, что это будущее в руках».
«Ямб То» кочует по Большеземельской тундре. Вместе со стадом оленеводы могут пройти сотни километров. Важно двигаться, чтобы животным было чем питаться.
Алексей Тайборей, оленевод семейно-родовой общины «Ямб То»:
«Зимой в южную сторону. Летом, как весна начинается — на север. Стадо идёт, и мы вслед за ним. Дни считаем».
Своим образом жизни в общине дорожат. Она одна из самых больших и благополучных на территории Заполярья. А её оленеводов называют лучшими в Большеземельской тундре.
Новости