Пинежские, Лешуконские, а ещё Челябинские, Вологодские и Ленинградские — в музее варежки есть буквально вся вязаная география страны. Традиционные узоры и необычные формы — такие рукавички когда-то были простым предметом обихода истинного северянина. Теперь — это ценные музейные экспонаты.
Дарья Томилова:
— Эти варежки надевали всего четыре раза в год по большим церковным праздникам и только звонари. В старину варежки не просто грели руки, но и несли глубокий сакральный смысл, являясь оберегом.
Сейчас в музее почти двести экспонатов и каждый уникален. Их вязанием занимаются в основном новодвинские мастерицы. На занятиях они изучают традиционные техники и узоры. В этом году вязанию здесь обучили даже 35 мужчин. Музей поморской варежки стал победителем в номинации «Лучшая муниципальная практика», а Новодвинск назвали Колыбелью поморской варежки.
Ваге Петросян, первый заместитель губернатора Архангельской области, руководитель администрации губернатора и Правительства Архангельской области:
— Такой труд и они достигли таких результатов, смогли привлечь из федерального бюджета в Новодвинск 75 миллионов рублей. Мы вот сейчас разговаривали с главой и я сказал, что очень надеюсь и рассчитываю на то, что эти деньги именно пойдут на сохранение и развитие северной культуры, наших традиций.
Этнобрендирование региона одна из ключевых задач реализации национальной политики. Сохранение уникальных культурных традиций обсуждали на межрегиональном семинаре. Поделиться опытом в Поморье приехали представители республик Мордовия и Коми.
Анна Чуракова, член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Общественной палаты Республики Коми:
— Очень приятно, что в таком небольшом городе Архангельской области так трепетно относятся к Северной культуре и собирают уникальные вещи и действительно вовлекают в это огромное количество людей и пенсионеров, и детей, и мужчин приучают к вязанию варежек.
Музей поморской варежки уже выиграл два президентских гранта, грант правительства области и Архангельского ЦБК. Это и позволило почти два года назад открыть выставку, которая в перспективе может действительно стать одним из туристических брендов региона.