«Шедевры из собрания Музея архитектуры имени Щусева» — московская выставка открылась в Архангельских Гостиных дворах

Передвижная экспозиция приурочена к 90-летию основания музея, который с первых дней стал центром сохранения, изучения и популяризации истории русской архитектуры. На выставке представлены 99 уникальных предметов, многие никогда не экспонировались за пределами столицы, в том числе и раритеты, связанные с Архангельском.

Одностолпная палата Гостиного двора стала выставочной площадкой для шедевров из собрания Музея архитектуры имени Щусева, в котором насчитывается более 800 тысяч предметов. Для Архангельска отобрали 99 экспонатов. Многие раритеты впервые покинули пределы Москвы. Кураторы выставки признались в сложностях отбора.

Ксения Смирнова, куратор выставки, заместитель директора по просветительской работе Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Москва:


«Мало просто показать предмет, нужно рассказать какую-то историю, которая будет понятна людям из разных городов, и мы выбрали самую очевидную тему «История русской архитектуры от её начала — от крещения Руси до конца 20 века».


Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева:


«Это выставка и для тех, кто ничего не знает об архитектуре, будет интересна, потому что они в компактной, камерной экспозиции познакомятся со всеми пластами нашей архитектурной истории».


Музей носит имя выдающегося русского и советского архитектора Алексея Щусева, в прошлом году отмечалось его 150-летие. Кстати, проект посвящённый юбилею, стал победителем первой Национальной премии в области музейного дела имени Дмитрия Лихачёва. И вот уже новый проект, который связан с 90-летием самого музея. К этой дате при поддержке Фонда развития науки и культуры «Таволга» и Минкульта России была организована передвижная выставка. Архангельск вошёл в число трёх городов, где её показывают.

Александра Богданова, директор Архангельского краеведческого музея:


«Мы очень рады, что наши коллеги из Москвы услышали наши просьбы, и именно многовековая история архитектуры представлена в старейшем здании Архангельска — Гостиных дворах».


Кстати, в экспозиции есть разделы, посвящённые и архитектуре Поморья, в том числе Гостиным дворам.

Варвара Алёшина, куратор выставки, руководитель отдела популяризации архитектуры Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Москва:


«Север России славится деревянными постройками — это мы также частично показываем на выставке. Но мы сразу задались вопросом — наверняка же должен быть и авангард, модернизм, советская архитектура. С радостью обнаружили у нас в коллекции проект Дворца пионеров в Северодвинске — довольно яркий, характерный пример архитектуры модернизма».


В разделе об архитектуре Великого Новгорода представлены копии церковных фресок, которые сделали советские реставраторы до начала Великой Отечественной. В войну древнерусский город был сильно разрушен.

«Это уникальные материалы, которые позволяют нам сегодня полюбоваться теми фресками, которых уже не существует».


А это гравюра архитектора Василия Баженова. Как считают специалисты, — один из самых амбициозных проектов в истории русской архитектуры — Большой Кремлёвский дворец. В конце 18 века императрица Екатерина Вторая затеяла переезд из Петербурга в Москву и заказала Баженову новое здание, говоря современным языком, административный офис на территории Кремля.

Варвара Алёшина, куратор выставки, руководитель отдела популяризации архитектуры Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Москва:


«Архитектор одним зданием не ограничился и продумал невероятный по своему масштабу проект. Он планировал снести все кремлёвские стены, оставить только Соборную площадь, а на месте старых кирпичных стен поставить огромный классицистический дворец».


Среди экспонатов — подлинная архитектурная графика, обмерные чертежи, фотоматериалы, живопись, фрагменты разрушенных зданий, коллекция декоративно-прикладного искусства и модели. А это первый экспонат музея — макет колокольни Троице-Сергиевой лавры, созданный 90 лет назад специально для академии архитектуры. Ещё один раритет — маска льва, она выполнена по эскизу русского художника Врубеля.

Светлана Синицына, корреспондент:


«Маска ливийской львицы, как называл её сам Михаил Врубель, была создана для дома Саввы Мамонтова в его известной до революции керамической мастерской «Абрамцево». Это был один из любимых образов автора».


Валентина Суханова, посетительница выставки, Архангельск:


«Меня поразило то, что Щусев проектировал Казанский вокзал 30 лет. Удивительная выставка. Я думаю, что, наверное, ещё приду и получу удовольствие о того, что могу в тиши одна пройтись по этим залам».


Московская выставка будет удивлять посетителей Архангельского Гостиного двора до 20-х чисел июля.

Новости