Уникальная архангелогородка с петербургскими корнями — Ксенией Гемп Север может гордиться и сегодня. Её общий рабочий стаж составил около 80 лет. А прожила северная долгожительница 103 года. В науку Ксения Гемп пришла почти случайно, и изучением водорослей занялась вынужденно для себя. В конце 20-х годов, ей, дворянке, дорога к преподаванию в советской системе образования была закрыта. И тогда она просто приняла обстоятельства и бесстрашно шагнула в неизвестность — в самые глубины Белого моря.
«Ей в этом значительно помогло её образование, полученное в Петербурге на Бестужевских курсах».
Этот сухой лист — ламинария сахаристая. Этот вид водорослей и стал для неё первым объектом исследования. Рядом с лодками и драгами для добычи водорослей в музее водорослевого комбината маленький, но особо ценный экспонат — черновик о переработке морской капусты, написанный рукой начинающего учёного.
Александра Деникина, руководитель музея Архангельского водорослевого комбината:
«Морская капуста не очень пользовалась популярностью как блюдо, как продукт, но возможно, именно в годы Великой Отечественной войны ламинария доказала свою питательность, свою состоятельность, свою полезность. Что и помогло справиться с голодным периодом в Архангельске, а потом и в блокадном Ленинграде».
Через всю жизнь знаменитая исследовательница пронесла не только верность науке, но и свет души и доброту сердца. Уже в ранней молодости Ксения пережила очень много потерь: отца убили, мать погибла в лагере, погиб и старший брат. А во время Великой Отечественной — и единственный сын. Но Ксения Петровна не ожесточилась. На всю жизнь полюбила Архангельск — город своего отрочества, и этот дом с башенкой, где жили несколько поколений рода Минейко. Вещи Ксении Петровны — не только образец ушедшего века, но и стиля прошлого столетия и петербургской моды.
Татьяна Зеленина, заведующая музеем «Усадебный дом Плотниковой»:
«Эти две прекраснейшие, тонкой работы из шифона блузы Ксении Петровны Гемп поселились в музее чуть побольше месяца. Конечно, у плиты она в них не стояла, но и на работу, и в театр. Женщина и девушка остаётся женщиной и девушкой, она хочет красиво выглядеть, и Ксения Петровна не была исключением».
Здесь же и мантия Ксении Петровны и сервиз — как символ культуры и гостеприимства знаменитой семьи.
Инга Рудакова:
«Более 100 лет назад этот сервиз из тонкого фарфора появился в доме Минейко-Гемп. Сейчас это экспонаты „Усадебного дома Плотниковой“. Ну, а в течение многих лет, на протяжении всей жизни три поколения семьи Гемп пользовались этим сервизом. А вот эту чашку и это блюдце держала в руках сама Ксения Петровна».
А поговорить с Ксенией Петровной было всё равно, что прикоснуться к истории.
«Ксения Гемп — почётный гражданин Архангельска. Михаил Васильевич Ломоносов бывал здесь неоднократно, и зимой, и рекой, и видел он здесь многое…».
Это интервью Владимира Лойтера записано в сквере у памятника Петру. Архангельск стал и счастьем и болью знаменитой исследовательницы. На её глазах уходил старый, уютный город её молодости. Деревянные дома, придающие городу особый колорит, заменялись безликими однотипными многоэтажками соцреализма. Архангельск юности Ксении Гемп — на картинах архангелогородки Елены Корницкой. Добрый, красивый и почти сказочный. Художница так увлеклась удивительной биографией северной бестужевки, что не один месяц провела в архиве и написала книгу «Сказы недосказанные». Ксения Петровна не любила фотографироваться, но старые фото, украсившие книгу, надёжно хранят спокойствие, ум и тихую красоту её лица. А дневники юности — её чувства.
Елена Корницкая, автор книги о Ксении Гемп «Сказы недосказанные»:
«Как она с таким трепетом пишет — я была просто поражена! Как-то вот она так — „миленький, хоть строчечку напиши…“, и она мне представилась какой-то такой живой женщиной, чуткой! Уже в таком пожилом возрасте она была по-государственному мыслящий человек! В газетах — что мыло по талонам, хлеб по талонам, как прокормить город, а она пишет, что главное наше богатство это люди! И так она хорошо об этом пишет, что нужно сохранить этот поморский дух».
Елена Николаевна мечтает чтобы в Архангельске появился музей Ксении Гемп, чтобы собрать воедино её труды, вещи, фотографии. И всё это станет для северян примером достойной жизни и настоящей любви к Северу.