Инга Рудакова:
«Об этой истории в начале 70-х говорил весь Архангельск — девочка попала под трамвай. Во время давки кто-то просто вытолкнул ребенка из вагона».
Ольга Рехачева:
«Какой-то мужчина в шляпе оттолкнул мою руку с перил и я упала, но рука у меня зацепилась в дверях. Ногой угодила под трамвай. Пыталась оттолкнуться от трамвая второй ногой, но и вторая нога угодила под колеса».
Инга Рудакова:
«Если бы трамвай остановился — трагедии могло бы и не быть, но трамвай продолжал движение и Ольгу протянуло целую остановку».
Ольга Рехачева:
«Я боли не чувствовала, видела только рядом с собой мою ногу, тут подбежал один военный стал голосовать, поймал машину, взял меня на руки, сказал — срочно в больницу».
Инга Рудакова:
«Когда родители примчались на место происшествия, они увидели только Олины варежки и Олины ноги».
Потом — реанимация, сначала одна, затем вторая, болезненное протезирование и месяцы привыкания к новой жизни. Советские протезы — это не современные легкие конструкции, это тяжелые приспособления, доставляющие много боли и неудобства. Но Оля не сдалась, не ожесточилась и не раскисла, и не перестала творить.
Татьяна Васильева, сестра Ольги Рехачевой, организатор выставки «Свет изнутри»:
«Кто-то играл на гитаре, она сразу рисовала, они вместе на Соловки съездили с подружками. Когда был закрыт стадион „Динамо“, они через забор сиганули, и она с протезами каким-то образом перебралась. С ней было интересно. Она любила музыку, любила творчество, читала много книг. Родила дочку, они вместе путешествовали. У неё растет замечательный внук».
Малыш, сидящий на песке в своем детском счастье наслаждается золотом солнца и не видит, что недалеко коптит труба. Рождение ребенка для женщины без ног тогда казалось абсолютно невозможным, но Оля решилась и дочка стала ее новым светом. Сумела получить и дополнительное образование по специальности «Основы православной культуры». Преподавала ИЗО и рисунок для детей с ограниченными возможностями, и даже разработала специальную программу обучения по теме «Искусство, как средство реабилитации». А еще создала организацию под названием «Жизнь» — для объединения художников. А ее ученик — мальчик с ДЦП, который на первом уроке не мог даже держать в руках кисть, после занятий с Ольгой — выиграл конкурс.
Татьяна Васильева, сестра Ольги Рехачевой, организатор выставки «Свет изнутри»:
«Хрупкие цветы флоксов издалека кажутся скалами и вот они объединяют такую нежность и хрупкость с твердостью и несгибаемостью, картина очень красивая и именно благодаря этой картине Олю приняли в Союз художников. Я думаю, что это про Ольгу — и про хрупкость и про стойкость. Да, это ассоциируется с ней».
Знала, что материал — главный советчик художника. И ее творчество каким-то волшебным образом соединялось с живой структурой дерева.
«На самой фанерке она увидела прямо эти лики».
В скульптурном портрете — боль и усталость, то, о чем Ольга не любила говорить. Белый цвет — цвет ее души — сама чистота и красота.
Надежда Шек, заслуженный скульптор России, автор портрета на памятнике Ольги Рехачевой:
«Мы Олю очень любили — за ее красоту, за ее талант, а особенно за ее мужество. Страдание не могло не отразиться на ее прекрасном лице. И все наши проблемы кажутся совершенно такими мелкими и просто ничтожными, потому что она 50 лет на протезах прошагала с высоко поднятой головой».
Роспись по дереву, иллюстрации к книгам, графические портреты цветы, куклы — ее талант сверкал всеми гранями. А еще были стихи.
«Я ходила без ног по холодной земле, я летела без крыльев по горящему небу — так писала Ольга Рехачева о своей жизни».
Татьяна Ларина, посетительница выставки «Свет изнутри»:
«Крылья, надежда, свет, забота. Это все должно жить и это должны виде6ть люди. И я думаю, что эта выставка достойна столичных залов».
Завтра — завершающий день работы выставки, еще один день, чтобы успеть увидеть свет и счастье, которое оставила нам Ольга Рехачева.