Иконописные сокровища Русского Севера возрастом по полтысячи лет представили в Москве

Выставка открылась в Центральном музее древнерусской культуры и искусства Андрея Рублёва. На экспозиции представлены памятники старины, найденные на русском севере во второй половине прошлого века. Один из залов отдан под иконы Кенозерья.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства расположен в бывшем Спасо-Андрониковом монастыре. В начале 15 века стены Спасского собора расписал великий русский иконописец Андрей Рублёв, известно, что он здесь похоронен, хотя могилу пока не удалось отыскать. Ещё одна из интереснейших страниц истории музея — экспедиционная деятельность в 60-70-х годах прошлого столетия. Новая выставка посвящена «Северным экспедициям», в том числе и в Архангельскую область. Благодаря самоотверженной работе сотрудников были спасены сотни произведений церковного искусства 16-19 веков.

Михаил Миндлин, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:

— Эти уникальные произведения, которые представлены на выставке, буквально спасены от забвения, разрушения и исчезновения.

В одном из залов новой экспозиции — кенозерские иконы. Они были обнаружены во время экспедиций в архангельскую глубинку. Часть памятников с Почезерского погоста. Этот храмовый комплекс последние годы реставрирует Кенозерский национальный парк, на территории которого находится шедевр деревянного зодчества 18 века. Другие иконописные произведения принадлежали Кенскому монастырю, который не сохранился до нашего времени.

— Это из деревни за Кеной, которая называлась в старину Коровий двор.

Более десятка икон Кенского монастыря посчастливилось отыскать  сотруднику музея Лилии Евсеевой. В 68 году вместе с мужем она работала в экспедиции по Северу.

Лилия Евсеева, ведущий научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения:

— Тогда колхоз решил помочь и передал мне мешки — списанные изрубленные, то есть все в дырках. Короче, я осталась на этой почте — неделю зашивала мешки, потом в мешки зашивала иконы, потом на них писала, а самую-то большую икону Спаса — самую ценную — мы зашили в одеяло.

Икону «Спас в силах. Преполовение Христос и самарянка» 16 века из Кенозерья везли в кабине бензовоза, затем на поезде до Москвы. С тех пор она хранится в музее Андрея Рублёва. За её реставрацию взялся Михаил Казнов. Сейчас в работе у мастера несколько кенозерских памятников. По его словам, произведения очень высокого качества, но и очень сложные в работе.

Михаил Казнов, реставратор темперной живописи Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:

— В 19 веке, когда производили поновление икон, их очень сильно промыли, промыли и потом записали. Икону заливали щёлоком и потом счищали там пемзой или ещё чем-то чистили для того, чтобы создать гладкую поверхность, по гладкой поверхности писать удобнее.

Активно процесс реставрации кенозерских икон начался в последние годы. Причём некоторые представленные памятники ещё в процессе реставрации. Как пояснили специалисты, это обычная практика. После выставки работу завершат. А посетители смогут понять, как выглядит произведение до и после реставрации.

Татьяна Нечаева, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, куратор выставки:

— Что касается икон Почозерского погоста, можно делать какие-то выводы, выводы о том был ли это Богданов-Карбатовский, как показалась, то есть одна икона, подписанная Богданова-Карбатовского, представителя иконописной семьи. Действительно ли все эти вещи принадлежат артели Богданова-Карбатовского или нет об этом надо ещё думать.

Эта выставка, посвящённая искусству Русского Севера, — первая в программе показа памятников, которые были привезены экспедициями из разных регионов страны.

Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации культурно-исторического наследия Кенозерского национального парка:

— Мы признательны тем людям, которые вывозили совершенно в нечеловеческих условиях, — на грузовиках, на каких-то полузатопленных лодках, — эти иконы. И то что музей хранит эти иконы и сделал все, чтобы они реставрировались и сегодня показаны на выставке.

Кстати сотрудники Кенозерского парка пригласили своих московских коллег в августе на открытие Почезерского погоста, реставрация которого сейчас завершена. А выставка кенозерских икон в музее Андрея Рублёва будет работать до середины лета.

Новости