За этим длинным столом происходят маленькие чудеса. Старинным вещам дарят вторую жизнь. Какой выбрать клей и как укрепить грунт, московские художники-реставраторы учат студентов.
Татьяна Чаленко, сотрудник научно-исследовательского института реставрации, Москва:
— Мы всегда должны смотреть, методика будет ли помогать выводить памятник из аварийного состояния, будет эффективна или она будет разрушительной для предмета. Даже обладая определенными знаниями, сверхуверенность опасна.
Перенимать опыт коллег в Каргопольский район приехали студенты из Петербурга, Москвы и даже Беларуси. В Ошевенском им доверили реставрацию икон и предметов народного быта. Вот, например, от гибели спасают расколотую на двое прялку.
— Наносим профилактическую заклейку по краю и в местах шелушения красочного слоя для того, чтобы потом удалить металлические заклепки и скрепить основу.
Интенсивный курс в полевых условиях знакомит с техниками реставрации. Юлия — молодой художник из Минска, работает в национальном историческом музее. Тут она впервые в жизни восстанавливает иконы.
Юлия Дранец, участница летней школы, Минск:
— Похожее делала, но не на иконах, на живописи. И есть разница, потому что в иконах нужно быть более выдержанным, чем в живописи. В живописи надо все быстрее делать, в иконах все дольше, медленнее, скрупулезнее, аккуратнее.
Случайных людей среди практикующих реставраторов нет. Неспешный труд пытаются разнообразить юмором.
Полина Сальникова, участница летней школы, Москва:
— Компресс, поставил чаек, выпил, посидел в интернете, проверил, дальше… По-разному, конечно, бывает. Дублирование холста и ты 5 часов с утюгом, уже пот обливается.
Летнюю школу собрал Союз реставраторов России. Попасть на стажировку удалось не каждому желающему. Конкурс на бесплатную поездку в северную глубинку — 5 человек на место. Для Каргопольского района летняя школа — почти как «скорая помощь». Уникальные памятники переживают не лучшее время.
Вячеслав Фатин, президент Союза реставраторов России:
— У нас Каргополь — это один из древнейших городов, богатейший город со своей архитектурой, к сожалению, не обласканный ни вниманием, ни финансированием, поэтому многие объекты находятся в упадке.
Молодые художники справляются на «отлично». На реставрацию им отдали иконы Александро-Ошевенского монастыря и этот запрестольный крест 19 столетия. Специалисты говорят, автор был отменным столяром и живописцем.
Дмитрий Ковалев, главный хранитель государственного научно-исследовательского института реставрации, руководитель секции живописи летней школы реставраторов:
— Предполагаю, что у него были настолько некорректные условия хранения — много влаги. Потом они лежат, например, на чердаке и под крышей, где в летнее время дерево очень сильно прогревается. И дерево сильно усохло, как следствие, сужение размеров дерева. Мы видим разрушение красочного слоя.
Возвращения церковных реликвий с нетерпением ждут в обители. Александр Ошевенский основал ее в середине 15 века, в советские годы монастырь разорили. Сегодня потомки понемногу его возрождают.
Юлия Ершова:
— Это Никольский храм мужского монастыря в Ошевенске. Именно здесь на этих стенах появятся четыре иконы, которые отреставрируют участники летней школы, а восстановленный запрестольный крест будет выставлен для поклонения православных верующих.
Следующее место работы школы — Новгород. Но на Русском Севере еще так много сокровищ, которым требуется реставрация, что сюда нельзя не вернуться.