«Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума!
Верней нет места для признаний
И для вручения письма».
Писал поэт в «Евгении Онегине». Пушкинский бал в столице Поморья — уже в пятый раз. Архангелогородцы готовились ещё с зимы, в студии исторических танцев «Па де Труа». Чтобы не просто потанцевать, а прожить пару часов в пушкинской эпохе, где само время превращает женщин в прекрасных дам, а мужчин — в галантных кавалеров. Прямого потомка Пушкина мы застали не на балу, а на своем рабочем месте, за компьютером: Андрей Вещагин — заведующий отделением адаптации архангельского реабилитационного центра. Стихов не пишет, но читать любит. Андрей Владимирович — прямой потомок Пушкина в седьмом поколении, родственник известной архангелогородки, пушкинской праправнучки Ирины Гибшман. Семейное древо Вещагиных берет начало от сына Пушкина — Александра Александровича, а знаменитому на весь мир деду архангелогородец приходится трижды правнуком.
Андрей Вещагин, потомок А. С. Пушкина:
«Пра-пра-пра-правнук. — Каково это знать, что ты прямой потомок такого великого поэта? — В моей семье всегда было понимание, что мы являемся потомками Пушкина, что как-то нужно это нести. Гордость за предков — да, безусловно, но не более того».
В день рождения великого поэта о его потомке хочется говорить не скупым языком информации, а высоким пушкинским слогом:
«Потомок скромный, непритворный
Стихов не пишет, деда чтит…
Свой памятник нерукотворный
На волнах лет уже творит…»
Почему мы считаем Пушкина гением, почему именно его современники назвали «Солнцем русской поэзии»? Из-под пера великого поэта вышло более 700 стихотворений, полтора десятка поэм, семь сказок, полдюжины драматических произведений, и это ещё неполный список! Но Пушкин не просто обладал великолепным слогом, а приблизил поэзию к жизни, создал в русской литературе новые словесные конструкции и новые жанры, например — роман в стихах.
«Онегин, я была моложе!»
Инга Рудакова, корреспондент:
«Я к вам пишу… По интернет-рейтингу, письмо Татьяны из романа «Евгений Онегин» — самое популярное стихотворение Пушкина. Как утверждают некоторые источники, за свой роман «Евгений Онеги» Пушкин получил 12 тысяч рублей. В пересчете на современные деньги — это больше 10 миллионов!»
«Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать…» — Пушкин был одним из первых литераторов, кто монетизировал литературное творчество. И сделал стихи востребованным товаром. У архангельской поэтэссы Татьяны Рудной — не одно стихотворение о Пушкине. Это она написала после посещения Петербургского музея на Мойке, 12, куда поэта привезли после дуэли. И спустя два с четвертью века гибель Пушкина для России и величайшая трагедия и сбывшееся пророчество, началом которого стала сцена дуэли Ленского и Онегина. Архангельский литературный музей юбилей поэта встречает уникальной новинкой — книгой одного произведения. Почти на 500 страницах только одно стихотворение «Я помню чудное мгновенье», переведённое на 210 языков.
«Звучит так нежно и так ясно,
И сколько вдохновенья в том!
Ведь слово Пушкина прекрасно
Для нас на языке любом!»
«Так звучит «Я помню чудное мгновенье» на ненецком тундровом языке».
А вот так звучит Пушкин на индийском языке. В юбилей в Архангельске стихи великого русского поэта звучали и на китайском. А детские сады Архангельска юбилею поэта посвятили целый флэшмоб.
Попробуем рассказать и об этом в стиле Пушкина:
«Я помню чудное мгновенье -
Как разум в сказку погружён
Не мимолётностью видения,
А слогом Пушкина сражён!
Пред нашим взором — дуб зеленый,
Златая мысль о дубе том…
И дюжина детей учёных
Прочтёт об этом и о том…
Вот тридцать витязей прекрасных
Идут по берегу Двины,
И их походы не напрасны —
Все сказке Пушкина верны!
И праздник в честь — литературный
Вместить желающих не смог…
Всех, кто в музей миниатюрный
Летел душой, не чуя ног…
Его чарующее слово
Звучит для нас сквозь все века!
Читать не раз мы будем снова,
Что вывела его рука.
И у обычной школы нашей
Сей бюст, так радующий глаз!
Любимый Пушкин — гордость наша!
Сквозь все века он — всё для нас!»
Сюжета чудную картину собрали, сердце вдохновив,
Монтаж — Корелина Ирина, досъёмка — Алексей Седых.
Стандартов сброшены оковы, я просто Пушкина люблю…
Писала Инга Рудакова, снимал всё Рома Королюк».