Для хорошей книги нет плохой погоды. Так что и в дождь и в ветер яркие обложки и яркие мысли новых и старых мастеров пера притягивают самых любознательных. Купить книгу — сегодня модный устойчивый тренд. Это уже не менее популярно, чем приобрести крутую обновку.
Марина Зеленцова, представитель читательского клуба Северодвинска:
«В прошлом году я на „Белом июне“ накупила себе гигантский пакет книг. И все достойные! Мне очень нравится беседовать с издателями — всё расскажут, покажут. Мы готовы к книжной ярмарке. Это любимое событие июня».
В инфоцентре фестиваля — редкие фото архангельского фотографа Семена Фридлянда. Оказывается, первая книжная ярмарка в Петровском парке состоялась ещё летом 1958 года. Фотографу удалось отразить не просто массовость, а настоящую тягу к чтению. Ну, а пятый по счету «Белый июнь», пожалуй, самый масштабный из всех по количеству гостей и площадок. Только в первый день — более полусотни презентаций, творческих встреч, паблик-токов и мастер-классов.
Инга Рудакова, корреспондент:
«В гео-куполе № 4 просто яблоку негде упасть, а люди всё заходят и заходят, потому что здесь вещает архангельский француз — Юрий Барашков, который приехал на „Белый июнь“ специально из Парижа, чтобы повидаться с земляками и рассказать о своей новой книге».
Юрий Анатольевич всё больше похож на француза — вот что значит жениться на французской писательнице. Вместе они сделали уже не одну книгу. Теперь объектами исследования стали две легендарные реки — Двина и Сена. Как всегда с юмором, автор сравнивает реки. Сравнение, кстати, не в пользу Сены, на берегах которой сейчас проживает архангелогородец. Ветеран фестиваля Елена Казакевич уже несколько лет пишет книги для детей. Яркому автору, руководителю Архангельского медицинского центра Семашко — отдельный фестивальный шатёр. Правда, презентацию прерывают звонки коллег. Впрочем, это не мешает детской писательнице рассказывать о книгах и параллельно решать деловые вопросы. От поклонников творчества — цветы и аплодисменты.
Николай Иванов, председатель Союза писателей России:
«Как вы считаете, хороших писателей в России становится больше или меньше? — Вы знаете, больше! Регионы заработали творчески, организационно. Я только что вернулся из Овстуга. День рождения Тютчева — премия „Русский путь“. Великолепные писатели. В Рыбинске фестиваль „Солнечный круг“ Льва Ошанина. — Что вы пожелаете начинающим писателям? — Как ни странно, я посоветую им иметь биографию, потому что для того чтобы творить, надо о чём-то писать. Для того, чтобы была серьёзная проза, серьёзная поэзия, у человека должна быть биография — внутренняя мотивация, внутреннее наполнение».
Начинающие авторы могут встретиться и со своими кумирами и с потенциальными издателями. На фестивале — более сотни издательств, в том числе — «Молодая гвардия», «Самокат», «Литрес».
Ксения Левицкая, участница мастер-класса фестиваля «Белый июнь»:
«Я побывала на мастер-классе от Екатерины Звонцовой и издательства „Полынь“. Очень живое информативное общение, возможность сфотографироваться с автором, и естественно сам мастер-класс. Это очень вдохновляет на творчество, т. к. я писатель».
Награждение лучших архангельских авторов и издателей — тоже часть фестивальной программы. Всегда интригующая «Книга года». Было представлено более сотни ярких изданий, вышедших в 2023 году. В номинации «Лучшая книга о русском Севере» лауреат — заведующая музеем «Дом Плотниковой» Татьяна Зеленина за альбом-путеводитель «Три прогулки по старому городу». Сразу две награды получила Северодвинская типография. За лучшее художественное исполнение книги награждена Дарья Ковалева — художник книги «Тихая радость и тихая грусть» игумена Феодосия.
Игумен Феодосий, номинант конкурса «Книга года-2024»:
«Её работы очень схожи по смыслу с моими рассказами. Рассказы все автобиографичны, взяты из жизни, из жизни священника русской глубинки».
Общее фото тех, кто не просто читает, а пишет и издаёт.
Инга Рудакова, корреспондент:
«Погода, конечно, не самая фестивальная, но знаменитый книжный базар „Белого июня“ раскинулся в Петровском парке, ему не может помешать даже дождь. Кстати, есть даже настоящая печатная машинка, которую можно трогать, можно трогать — наверное можно что-то на ней напечатать».
Как полтора века печатали те, для кого печатное слово стало нет просто профессией, а призванием.